Ну чисто дети!
По уровню автомобилизации Тюмень обгоняет Москву и Санкт-Петербург, скоро выйдет на мировой уровень. Но проблема парковочных мест у нас едва ли не острее, чем в Европе.
Каждый второй житель Тюмени имеет автомобиль. Так утверждает статистика. И даже если у вас его нет, не значит, что данные неверны. Скорей всего, этот автомобиль купил кто-то другой, у кого в семье не одна машина, а несколько. И живет он не где-то далеко, а рядом, возможно, ездит по тем же улицам. Поэтому проблема парковок касается каждого.
Точкой отсчета для роста автомобилизации города несколько лет назад считалась цифра 400 автомобилей на тысячу жителей. А в прошлом году на тысячу жителей области уже приходилось 442 автомобиля. И специалисты теперь ставят под большое сомнение показатели, закрепленные в генеральном плане развития города до 2040 года.
По словам Ирины Даровских, начальника отдела генерального плана городского департамента земельных отношений и градостроительства, в документе расчетный показатель определен на уровне 500 автомобилей на тысячу жителей. Сомнительно, что в ближайшие 26 лет темпы прироста автомобилей на тюменских дорогах существенно снизятся.
Что касается нехватки парковочных мест, ни одна из нынешних мер должного эффекта не приносит. Ни открытие новых масштабных плоскостных парковок, ни точечное освоение под эти цели пустых площадок, ни активная работа эвакуаторов, ни подземные паркинги в новостройках… И архитекторы, и градостроители утверждают: главная проблема — в менталитете жителей. Еще не удалось найти рецепта, как победить желание автомобилистов всегда оставлять автомобиль в шаговой доступности. Как приучить их, например, к многоуровневым парковкам?
Не готовы тюменцы отказаться и от своих старых капитальных гаражей-боксов в пользу строительства многоуровневых парковок — даже если такое место будет бесплатным.
С такой парадоксальной ситуацией застройщики столкнулись, по словам специалиста управы Восточного округа Дмитрия Скорженко, в Тюменском микрорайоне. Переломить упрямство автомобилистов, у которых не только гараж, но и земля оформлена в собственность, так и не удалось. Хотя заполняемость таких сооружений меньше 40%, и используют их, в основном, не как гаражи, а как склады.
Проблемы существуют и при строительстве торговых центров. По словам представителя регионального отделения российской гильдии управляющих и девелоперов Натальи Девятковой, для всех типов магазинов есть нормы по количеству машиномест в зависимости от торговой площади. Но не все компании их выполняют, некоторые хитрят, называя, например, торговый центр специализированным магазином.
Хорошей альтернативой были бы подземные паркинги, но их строительство в торговых центрах носит рекомендательный характер, а затраты на возведение в десятки раз выше, чем на обычную парковку.
Невысокая популярность подземных паркингов у тюменцев, по мнению специалистов, связана не столько со стоимостью, но и с непродуманной навигацией. Удачным примером организации такого пространства называют галерею «Вояж», где использована цветовая дифференциация секторов.
Но, конечно, одними картинками автомобилистов не привлечешь. Их, считает директор компании «Этажи» Ильдар Хусаинов, надо воспитывать, как детей — менять само отношение к многоуровневым парковкам. Современные архитекторы утверждают, такие объекты могут стать украшением территории…
… Генплан уже еле-еле успевает за реальностью. Что же будет через 10-25 лет? За это время показатели автомобилизации могут оказаться вдвое выше расчетных. И если не действовать сейчас, потом придется разводить руками.