X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

На полицию надейся, но верблюда привязывай

— Кто бы что ни говорил, а наши граждане доверяют полиции и очень на нее полагаются, — уверен Андрей Деваев, врио начальника уголовного розыска городского УМВД. — Иначе чем еще объяснить беспечность, с какой люди относятся к своему имуществу? Полиция же все и всех найдет!

С Андреем Деваевым и Дмитрием Ерошовым, врио начальника полиции городского УМВД, мы беседовали на прошлой неделе. Разговор об автомобильных кражах и угонах плавно перетек в рассуждения о гражданской ответственности человека перед самим собой.

— Что не надо или надо делать, чтобы не стать жертвой преступников? — спрашиваю я у Ерошова.

— Пить не надо! — заходит в кабинет Андрей Деваев.

— Да, нет, Андрей Яковлевич, об автомобильных кражах спрашивают, — говорит Ерошов.

— Все равно пить не надо, — настаивает Деваев. — Думаете, мало автокраж и угонов совершаются из-за того, что хозяин машины был пьян? Обронил, скажем, ключи на улице или вовсе забыл закрыть машину. Хотя пьяная халатность она хоть как-то объясняется, а вот когда человек трезв и делает те же самые ошибки, тут уж я не знаю, как это назвать.

Легкая добыча для воров

Полицейские говорят, что последнее время участились кражи из автомобилей возле… детских садов. Жулики не гнушаются ничем, спекулируют на мамочках, которые, желая поскорее забрать ребенка из садика, часто оставляют свои сумки в салоне машины и забывают нажать на брелок сигнализации.

— А сумка на самом видном месте лежит, еще и раскрытая — наверное, чтобы вору виднее было, чем можно разжиться, — рассказывает Дмитрий Ерошов. — Вот вы удивляетесь, а где сейчас ваша сумка?

Я растерянно шарю глазами по кабинету: оставила ее в машине или бросила где-то здесь?

— Ну, уж из вашего-то кабинета она никуда не «уйдет», — облегченно улыбаюсь я, заметив, наконец-то, сумку в целости и сохранности.

— Все потерпевшие примерно так и говорят: «ну, я же только на минутку отлучился», — говорит Ерошов. — А опыт показывает: злоумышленникам хватает нескольких секунд, чтобы разбить автомобильное окно и забрать то, что присмотрели.

За примерами, увы, далеко ходить не пришлось. Через несколько дней после нашего разговора у одного из детских садиков повытаскивали сумки из трех автомобилей.

— Мы, конечно, ищем и находим. И большую часть украденного возвращаем гражданам, — говорит Дмитрий Ерошов. — Однако ситуации бывают разные — когда возвращенный, скажем, телефон не может покрыть всех убытков, нанесенных потерпевшему. Телефон стоил две тысячи рублей, а восстановление автомобильного окна обойдется в десять. Можно, конечно, попытаться предъявить иск злоумышленнику, да только скоро ли он его выплатит и выплатит ли вообще? Контингент-то — сами понимаете…

Примерный портрет среднестатистического уличного мошенника таков — это социально ненадежный человек, неработающий, довольно молодой, но уже с несколькими судимостями за плечами и частенько с наркотической зависимостью. В общем, не побрезгует ничем.

— Но залезать в машину, в которой он не увидит ничего ценного, не будет! — говорит Андрей Деваев. — Так что единственный совет, который мы можем дать гражданам, — не оставляйте, пожалуйста, в машинах ценные вещи или прячьте их!

Сигнализация — не панацея

Как выяснилось из разговора с представителями полиции, автомобильная сигнализация — тоже не стопроцентная защита от воров и угонщиков. Не так давно в Тюмени задержали двух «гастролеров» из Ханты-Мансийска, которые вскрывали автомобили при помощи «сканера» — электронного приборчика, который способен считывать код сигнализации. Я немного порылась в Интернете, и у меня волосы встали дыбом — такой чудо-прибор может купить любой желающий.

— Это не секрет. К сожалению, с сайтами, на которых размещены объявления, бороться сложно. Сегодня закроешь один, завтра появится другой, — комментирует Ерошов. — Но могу немного успокоить: в последнее время преступлений, совершенных при помощи таких приборов, стало значительно меньше.

Тем не менее, бдительность не помешает — любое неадекватное поведение сигнализации (непривычные мелодии, которые вдруг выдает брелок; замедленный отклик на нажатие кнопки; беспричинное срабатывание сигнала) должно насторожить автовладельца. Стоит оглянуться по сторонам, и наверняка заметите человека, с любопытством смотрящего в вашу сторону.

— Подобные приборы работают на расстоянии десятков метров, — рассказывает Деваев. — Но обычно злоумышленники находятся в поле зрения, потому что им надо наблюдать за поведением жертвы.

Так что потенциальной жертве, чтобы не стать жертвой реальной, надо всем своим видом показать, что преступный замысел раскушен. При возможности, машину лучше перегнать в другое место. Нет такой возможности — надо демонстративно забрать все ценные вещи, а потом еще несколько раз вернуться — подергать за ручку дверцы, внимательно посмотреть по сторонам, пощелкать сигнализацией… Велика вероятность, что жулики не станут связываться с таким проблемным автовладельцем.

Старо как мир, но работает

В конце прошлого года вновь активизировались телефонные мошенники. Я думала, нас уже не купишь смс-сообщениями о блокировке банковских карт и сыновьях, попавших в аварию. Но настойчивость жуликов города берет.

Теперь, по словам Андрея Деваева, мошенники запутывают следы с куда большим тщанием.

Звонят на первый попавшийся номер и рассказывают байку про сына или дочь, которые, дескать, попали в неприятную ситуацию. И выручить их можно за деньги. Кому передать? К подъезду подъедет машина — водителю-то и отдадите требуемую сумму в конвертике.

— Мошенники — также, по телефону — вызывают такси, оформляют заказ как курьерскую перевозку, — продолжает Деваев. — Таксист забирает сверток у «клиента», не зная, что там деньги, а на полпути мошенники снова звонят таксисту и предлагают ему вознаграждение за то, чтобы он перевел сумму на электронный кошелек.

Когда обманутый гражданин понимает, что его «развели» и обращается в полицию, водителя находят без труда. Но проблема в том, что привлечь его к ответственности можно максимум как соучастника. В то время как след заказчиков теряется на подступах к какому-нибудь магаданскому исправительному учреждению. Большинство телефонных мошенников, как известно, «правят балом» из лагерей.

— В жертвы они выбирают, в основном, пожилых людей, — говорит Деваев. — Поэтому предупреждайте своих родителей о подобных звонках и сообщениях, почаще поддерживайте с ними связь, чтобы они знали — с вами все в порядке.

… А вообще, считает Андрей Деваев, мы сами обманываться рады. Иногда жуликам для этого и не надо прилагать никаких усилий — выбросил в Интернет какое-нибудь объявление о продаже чего-нибудь, и ждешь, когда на твой счет поступят деньги, предоплата за товар.

— Кто-нибудь наверняка скажет: мол, все эти советы об осторожности даем, чтобы работы меньше было, — провожает нас из отдела Дмитрий Ерошов. — Да только работы-то у нас в любом случае будет хватать. Другой вопрос, нужны ли людям лишние заботы и нервотрепка? Неприятностей можно избежать, соблюдая элементарные правила.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта