Водители сели за парты
В ПАТП-1 начались курсы повышения квалификации для водителей городских автобусов.
Тем, кто ездит за рулем личного автомобиля, достаточно сдать экзамены и надолго забыть о том, что такое автошкола. К водителям городского общественного транспорта требования жестче.
Повышать квалификацию они должны даже чаще, чем учителя или врачи — не раз в пять лет, а каждый год. Конечно, проверять, как автобусники выполняют «змейку», парковку или гараж, нет особой необходимости — они по многу раз в день сдают эти тесты на линии, а вот знание правил дорожного движения, особенно с учетом вносимых туда изменений, проверить нелишне.
Кроме того, в ПАТП-1 приобрели компьютерную программу, которая оценивает психофизические данные водителей. Например, определяет скорость реакции на движущийся предмет, проверяет кратковременную память, линейный глазомер, объем распределения внимания…
Но при всех очевидных плюсах и абсолютной объективности собранных данных есть у программы один минус — на ее прохождение от начала до конца (только в этом случае выдаются окончательный результат и рекомендации) требуется около трех часов. Практически половину рабочего дня водитель должен провести у компьютера. С одной стороны, так тоже проверяются его усидчивость и терпение, а с другой, эта роскошь не всегда доступна. В рабочий день водитель обязан быть на маршруте, а в выходной — отдыхать.
Почти за 25 лет водительского стажа Андрей Ванюхин компьютерное тестирование проходит впервые.
— После такой проверки можно и в космос лететь, — шутит он. — А если серьезно — новое о себе узнаешь. Ведь на линии многое делаешь автоматически, и задумываться о таких вещах, как скорость реакции и глазомер, некогда. Конечно, для водителя это важно, но… безопасность движения складывается из многих факторов. В том числе и от общей культуры — других водителей, пешеходов, пассажиров…
Андрей Викторович водил грузовики, перевозил вахтовиков, делал развозки рабочих смен. И он уверен, что на водителях городских автобусов лежит самый большой груз ответственности: у них и ограничений больше, и задачи сложнее, да еще и графики подгоняют. При этом особого пиетета другие участники движения к ним не испытывают: полосу не уступают, в карман не пускают, выехать с остановки не дают… Ругают все и со всех сторон.
Часто можно слышать — низкопольные автобусы не подъезжают прямо к бордюру, а водители не откидывают площадку для въезда инвалидов.
— Мы бы и рады все это делать, но как? — рассуждает Андрей Викторович. — Заезды и выезды из карманов забиты, близко не припаркуешься. В четыре минуты, которые даются на остановку, не уложишься. Да и сами откидные площадки спроектированы странно — в пазы моментально забивается грязь. Открыть-то откроешь, но чтобы закрыть, надо чистить. А когда? И откидные ручки платформы от соли на дорогах ржавеют… Проще коляску на руках занести.
Всех этих нюансов со стороны не видно. Впрочем, водители автобусов не жалуются — принимают дорожную ситуацию такой, какая есть. И — постоянно учатся.
Даже после отпуска, прежде чем выйти на линию, они снова сдают тесты и совершают контрольную поездку. Такая мера, по словам Михаила Евченко, начальника службы безопасности ПАТП-1, позволяет избежать многих неприятностей на дороге. Конечно, мастерство вождения за месяц не улетучивается, но лучше все-таки перестраховаться.
Вот только безопасность и вежливость на дороге односторонними быть не могут.
***
фото: Андрей Ванюхин проходит тестирование.