X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Островок имени Шевченко

Картины художников украинского происхождения конца XIX-начала XXI века демонстрирует в эти дни музей изобразительных искусств. Отдельный зал в экспозиции посвящен творчеству Михаила Гардубея, тюменского художника, родившегося в Закарпатье.

Все это — в честь 200-летнего юбилея Тараса Шевченко, украинского писателя, поэта, просветителя, этнографа и художника. Организаторы постарались, чтобы залы музея в день открытия выставки хоть немного напоминали кусочек Украины двухсотлетней давности. Пел любительский хор украинской песни «Звоны души», произносили речи председатель общественной организации украинцев «Батькивщина» Александр Тырпак и заместитель председателя областного комитета по делам национальностей Владислав Чернов.

Однако вечер по-настоящему украинским сделал Михаил Гардубей, рассказавший о художественном таланте «поэта, который для украинцев «наше все», как Пушкин для русских».

— Для меня особенно ценна в творчестве Шевченко живопись, — рассуждал Михаил Михайлович. — Его графика, чудесная акварель поражают… Живопись и поэзия очень близки. Поэту надо подобрать слова, расставить знаки препинания — чтобы образ получился ярким, запоминающимся. Художник тоже создает образ, используя свои средства выразительности.

Михаил Гардубей показал гостям пейзажи родного ему Закарпатья. За такими сюжетами известный тюменский художник каждый год отправляется на Украину. Правда, сказал, в этом году, вероятно, пропустит поездку.

Шевченко, по мнению Гардубея, в первую очередь, художник. Он начинал как художник, и в орской ссылке более всего страдал от невозможности рисовать.

— Его художественное наследие тонко, великолепно, искренне, — говорит Гардубей. — За серию офортов он получил диплом Академии художеств. Его серия акварелей, написанных под руководством и заметным влиянием Карла Брюллова, имеет характерный итальянский привкус. Тарас Шевченко с удовольствием иллюстрировал и собственные стихи.

К сожалению, картин самого Шевченко в фондах музейного комплекса имени Ивана Словцова нет. Зато в первом же зале (всего выставка заняла три помещения) гостей встречает репродукция портрета Шевченко работы Ивана Крамского. В дополнение к нему — «Портрет украинки» Николая Пимоненко и украинский пейзаж с неизменной хатой работы Иосифа Крачковского. Пейзажи Крыма, жанровые портреты и другие картины современников Тараса Григорьевича.

Во втором зале собраны работы тюменских художников советского периода, родившихся на Украине: Остапа Шруба, Дмитрия Бобонича и других.

В третьем находим полотна Гардубея, который обратился к украинской теме сравнительно недавно, стал писать пейзажи, пастухов (чуточку похожих на его покойного друга Бобонича), запорожских казаков, обнаженных панночек.

Гардубей сегодня пишет свою Украину. Сочетает, казалось бы, несочетаемое, как на полотне «Архангел Михаил», где соединил две свои родины: закарпатские хаты, узнаваемые по другим картинам выставки, и купола тюменского Знаменского собора.

У художника по этой части большой опыт, ведь раньше он сумел переселить Дон Кихота в Тюмень. А теперь с его помощью в Тюмени звучит имя Тараса Шевченко.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта