Станция конечная
В производственном корпусе бывшего завода пластмасс сейчас — как в вагоне, который ехал-ехал себе не спеша, а потом вдруг сошел с рельсов.
Распахнуты окна и дверцы тумбочек, под ногами хрустит стекло, на полу свалены какие-то древние журналы. Мы с фотографом Галиной сбежали от охранников площадки и теперь ходим внутри на цыпочках, разговариваем шепотом и вздрагиваем от шорохов.
На улице стучат отбойные молотки, слышны голоса — это рабочие приступили к сносу заводской трубы. А нам кажется, что в здании кто-то есть. Стук, еще. Идут?! Но нет, похоже, это ветер шевелит лоскуты отслоившейся краски, или, может, сам завод подает последние признаки жизни?
На стенах таблички. «Ключ от чердака находится у нач. смены». Над черными трубками в цехе страшные слова: «фенол», «формалин», «щелочь». Под потолком огромные емкости, покрытые какой-то грязно-серой коркой. Очень тесно. Я так и представляю, как 60 лет назад в старом здании размещали это эвакуированное предприятие — проламывали пол, чтоб пустить трубопровод, в комнатушках нагромождали технику, так что человек еле-еле мог пройти.
… В какой-то момент я выглянул в окно, чтобы сориентироваться, и с удивлением обнаружил полную жизни современную улицу Первомайскую — с людьми, машинами, какими-то новыми домами. Нет, этот поезд сошел с рельсов не вчера — очень-очень давно, подумал я.
— В городе остались единицы образцов промышленной архитектуры, — говорит краевед Валерий Чупин. — В Европе такие здания берегут, устраивают в них музеи, выставочные залы, а не позволяют частным лицам сносить их и строить очередные высотки или парковки.
— Не знаю, как остальным, а мне это здание не жалко, — говорит Евгений Сергеев, генеральный директор компании «Инерт». — Использовать его невозможно, надо сносить и строить что-то новое.
Опасные объекты демонтируют, обломки вывезут и захоронят, землю на участке рекультивируют. Что будет на этом месте пока неизвестно, говорит директор. Специалисты решили, что за более чем вековую жизнь здание бывших винных складов утратило свою и культурную, и историческую ценность.
Подробнее об историко-культурной экспертизе — на стр. 3.
***
фото: На снимке: прощание с заводом.