X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

О том, как рушатся стереотипы

Актриса театра кукол Юлия Графеева не перестает меня удивлять. Всегда собранная. Всегда ответственная. Дружелюбная. Никаких капризов. Не очень похоже на устоявшийся стереотип об актрисах, правда?..

Но на то он и стереотип, чтоб его развенчать. И возможность хорошая есть. Каждый год между Международным днем театра кукол (21 марта) и Международным днем театра (27 марта) «куклы» устраивают горожанам знакомство с лучшими ролями одного из своих актеров. В этот раз театральная неделя посвящена Юлии Графеевой.

… Юля появляется в гримерной чуть запыхавшаяся, но улыбающаяся. Пятнадцать минут назад она закончила работу в одном спектакле, а меньше чем через час должна выйти на сцену в другом.

— Я как раз реквизит только зарядила для следующего спектакля, — говорит Юля и объясняет, что значит «зарядить реквизит» — приготовить кукол и все предметы, с которыми она работает на сцене, разложить их по местам. Профессиональная терминология.

— Путь в театр у вас необычный. Правда, что вы сначала работали контролером?

— Правда. После окончания школы я уже понимала, что хочу работать в театре и пришла сюда, в кукольный. Почему именно в него — не помню. Но пришла и сказала: устраивайте меня на работу. Василий Николаевич Пустыльников, наш директор, конечно, не мог принять меня актрисой. Поэтому он предложил мне вакансию контролера. Мне было 16 лет. Я проработала контролером год, изучала атмосферу театра изнутри.

— Какой он — изнутри?

— Я быстро поняла, что театр — это мое, и ничего другого мне не надо. Поступила на факультет режиссуры в академию искусств, культуры и социальных технологий. Стала режиссером театра.

А какой… И тогда, и теперь я испытываю восхищение и глубочайшее уважение ко всем работникам театра. Потому что это невероятный труд. Наверное, раньше я работу представляла такой… радужной, но подобные представления быстро развенчались. Потому что это правда тяжело: играть один и тот же спектакль бесконечное количество раз. И несмотря на твою усталость, на то, что, может быть, у тебя сегодня нет настроения, что-то произошло в жизни, ты должен выйти на сцену с позитивом и легкостью. Открываться публике. А дети — очень чуткий зритель, им соврать вообще невозможно. Я это сразу поняла, увидела.

— А бывает такое, что не включается: надо выходить на сцену, а позитива и легкости нет?

— Конечно! Иногда кажется, что я вообще ничего не могу из себя выдавить, что я полный ноль, человек без эмоций… И вот такой я выхожу на сцену. А потом, после спектакля подходят зрители и говорят: вы такие молодцы! Становится даже немного не по себе, ведь ты-то знаешь, в каком состоянии играл, что внутри у тебя не случилось ничего хорошего. А со стороны кажется, что ты играл весело и хорошо. Наверно, это профессионализмом называется: когда в любом состоянии выходишь и делаешь.

— Первый раз на сцене было страшно?

— Это долгая история. Когда я еще работала контролером, у меня был самый любимый спектакль — «Не хочу быть собакой» режиссера Сергея Грязнова. Там есть одна женская роль — собака Мотя. Я смотрела его много раз, и мне уже казалось, что если что-то случится с актрисой, то позовите меня, я сыграю! Сейчас-то понимаю, что ничего бы не сыграла, но тогда была уверена.

И вот, когда я оканчивала четвертый курс в институте, меня приглашают на первую роль — собаки Моти! Мы репетировали в дубле, то есть, было две актрисы на одну роль. Получилось так, что на меня не совсем хватило времени, и мой первый прогон этого спектакля от начала и до конца был и моим дебютом, и премьерой. Все в кучу.

Галя Безбородова, Катя Христозова

Выездной спектакль в летнем лагере. Произошло так: на репетициях мы в определенные моменты останавливались, слушали указания режиссера и потом продолжали. Из-за того, что целиком я спектакль еще не играла, этот момент у меня «не встал». То есть, произнеся свои реплики где-то в середине представления, я ушла за кулисы и довольная собой села. Только потом, увидев, как машут мне из-за кулис другие актеры, поняла, что и следующая сцена — тоже моя! Заминка была, да. Но и это не главное. Главное, что я не сумела правильно распределиться: выплеснула всю энергию в середине, а к финалу уже еле доползла. Это потому что прогона не было, сразу премьера. Вот такой первый раз. Теперь-то уже научилась!

— Разве молодым актрисам не хочется цветов после каждого показа? Чтобы их узнавали на улицах? Оваций, на которые зрители театра кукол в силу юного возраста не способны? Они же просто еще не знают, что так можно делать…

— Не могу согласиться. О театре кукол у многих неправильное представление, стереотипное. И у меня оно тоже было. Но мой приход сюда совпал с приходом в театр многих молодых актеров, которые были влюблены в свою работу и в свой театр. Они и раскрыли мне совершенно другие «куклы», я поняла, насколько театр хорош.

Потом в Екатеринбурге я посмотрела спектакль художника Ефимова. Просидела с открытым ртом, не понимая, как все происходит?! Я даже не видела, где находятся актеры, — только кукол. Под сценой они? Не знаю…

Вот тогда я поняла, насколько театр кукол выразительнее, например, драматического театра. Какой богатый у него язык. Он может сделать такие перевертыши, которые актер своим телом сделать не сумеет. Очень многое можно сделать! Надо просто наблюдать этот мир изнутри.

Кроме того, студентов-кукольников воспитывают в духе взаимопомощи и взаимопонимания. Без этого не обойтись, ведь на сцене нескольким актерам приходится управлять одной куклой. Представляете, как хорошо надо понимать своего партнера, чтобы кукла двигалась органично? Вы — одно целое. Это чувство партнерства в театре кукол стопроцентное, такого, мне кажется, нет больше нигде.

— А конкуренция у актеров театра кукол есть?

— Мне кажется, нет. Наоборот, работа превращает коллектив практически в семью. Для меня это очень важно — работать там, где тебе хорошо, как дома. И я совсем не огорчаюсь, когда на одну роль ставят меня и еще одну актрису. Это означает только, что мы сможем менять друг друга и больше отдыхать, а то такой «чёс» бывает… Вот мы «Золушку» поставили и без передышки больше 50 раз ее сыграли. Тяжело!

— Получается, что в театральную неделю нагрузка не увеличивается, она всегда большая?

— По-разному. Но, в любом случае, для меня это повод вспомнить все мои роли. Я увидела, что, оказывается, они разные! Не работаю в одном амплуа. Мне это приятно.

***
фото: Сцена из спектакля «Золушка»;Юлия Графеева в преддверии недели, названой ее именем.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта