X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Музыка степи и ветров

Дикие степи, по которым носится свободный холодный ветер. Быстрые кони, что лишь немного уступают в скорости ветру. Юрты. Развевающиеся юбки женщин…

Примерно так и звучит музыка тувинского квартета «Хуун-Хуур-Ту» — безусловно, самого известного в мире музыкального проекта бывшего СССР (не считая исполнителей классической музыки, конечно).

По официальной версии, тувинскую музыку открыл миру нобелевский лауреат по физике Ричард Фейнман. Всю жизнь он хотел побывать в Туве, но не воплотил мечту, поскольку не смог получить советскую визу. Зато он дал послушать запись тувинского горлового пения этно-музыканту Теодору Левину, который в 1987 году организовал экспедицию в Советскую республику Тува.

Левин добрался до Кызыла и познакомился с четырьмя музыкантами, живущими впроголодь в бараках на окраине города. Это и была группа «Хуун-Хуур-Ту», продемонстрировавшая Левину свой уникальный дар — горловое пение, когда один вокалист способен выводить две или даже три мелодические линии, сильно (до четырех октав) различающиеся по высоте. Левина настолько потрясло это открытие, что он немедленно пригласил музыкантов в США…

Музыка «Хуун-Хуур-Ту» — уникальная, магическая, вобравшая в себя наследие тувинского фольклора, традиции горлового пения и развивающая это наследие. Группа прочно входит в элиту «World music» планеты. С 1993 года коллектив выступил практически на всех крупнейших фестивалях: мировой музыки, джаза и даже рока, дал около тысячи концертов на всех континентах. Совершил 16 концертных туров по США и Канаде. Множество раз выступал в Европе, Японии, Австралии, Мексике, Гонконге, Сингапуре, Малайзии. В мире пользуются популярностью девять альбомов группы, а также более десятка совместных работ «Хуун-Хуур-Ту» с другими музыкантами, среди которых Стиви Уандер, Фрэнк Заппа, «Кронос Квартет», японский ансамбль «Кодо» и другие.

Конечно, за рубежом «Хуун-Хуур-Ту» больше примечательны в качестве диковинки. Это и не удивительно: от каждого приехавшего из другой страны музыканта мы ждем национального колорита. То яростной, то плачущей гитары — от испанца, раздувающейся волынки — от шотландца, раскатистых барабанов и дребезжания сямисэна — от японцев. От тувинцев мы ждем и получаем дошпулуур, игил, хомус; разнообразные ударные и традиционную гитару — как на концерте в зале тюменской филармонии 15 марта, когда «Хуун-Хуур-Ту» приехали в Тюмень во второй раз.

Они сдержанные и вежливые. От имени всей группы музыкант Саян Бапа поздоровался со зрителями, представил остальных участников и рассказал, что значит для тувинца горловое пение — хоомей. На протяжении пяти тысяч лет, когда мужчине не хватало слов, чтобы выразить свою любовь к природе, женщине и родной стороне, он начинал одновременно извлекать низкие вибрации и высокий свист — мелодию своей души.

Катя Христозова

С таким же трепетом и любовью Саян Бапа рассказал о национальных тувинских инструментах: игил — более всего похожий на виолончель, дошпулуур — родственник банджо, якутский варган — хомус, и шаманский бубен — тунгур, говорящий в такт с сердцем и усиливающий его биение. Все инструменты аутентичны, сделаны из лиственницы, конского волоса и кожи горного козла, они очень нежны и капризны: расстраиваются от небольших перепадов температуры и даже дыхания, поэтому музыкантам приходилось настраивать их чуть ли не после каждой песни.

Песни звучали разные: красивые и печальные, торжественные и задорные. Все — на тувинском языке. Перед каждой композицией Саян Бапа своим глубоким красивым голосом очень серьезно объяснял ее значение: вот песня о любви, эта — о доме и семье, а теперь — о коне…

… Горловое пение — уникальный вид искусства, присущий лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона — тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам. Уникальность этого искусства в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя своеобразное двухголосное соло. Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько могут вместить его легкие, и затем начинает извлекать урчащие хрипы, непрерывность и длительность которых зависит от его умения управлять диафрагмой.

Впрочем, горловое пение бесполезно объяснять словами. Вместо этого надо прийти в зал, сесть в кресло, закрыть глаза — и понесутся по степи кони, догоняя ветер…

***
фото: На сцене филармонии;Саян Бапа.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта