Повод отвлечься от реальности
Весенние премьеры в ведущих театрах города лечат — от весенней же хандры, связанной с авитаминозом и вирусами. На час-два, пока сидишь в зале, забываешь о том, что происходит за стенами театра, о том, что надо купить хлеба и заплатить за квартиру.
КУПИТЬ МОЖНО, ПОВЕРИТЬ НЕЛЬЗЯ
Как раз о купле-продаже идет речь в новом спектакле молодежного театра «Ангажемент» имени Виктора Загоруйко «Господин, который платит».
Богатый одинокий месье Амилькар (актер Максим Рогоза) окончательно разочаровался в жизни. Любви нет, семьи нет, есть только деньги. А на них, как известно, многое можно купить. Амилькар нанимает актрису Элеонору (актриса Галина Понятовская), проститутку Клео (актриса Яна Швеина), художника Машу (актер Андрей Захаренко) на особенную работу. Они должны разыгрывать любовь и привязанность к Амилькару, словно он действительно для них — муж, отец и друг.
Сцена: парижский вечер под прекрасную музыку собирает в баре трех абсолютно разных людей — бедного художника Геноле Машу, девушку легкого поведения Клео и не слишком удачливую актрису Элеонору, отработавшую в этот вечер свой последний номер по истекшему контракту. Они чужие друг другу, и жизнь вряд ли столкнула бы их вместе, если бы некий Александр Амилькар не пригласил троицу на деловые переговоры.
Амилькару, меж тем, нужна иллюзия того, что нельзя купить ни за какие деньги — иллюзия любви и настоящей жизни.
Амилькар дает Геноле и Клео новые имена и придумывает каждому из них биографию, далекую от реальной. Отныне у него есть лучший друг Леон, антиквар и вдовец, дочь Виржиния, студентка юридического, и любимая жена Элеонора, с которой он живет уже двадцать лет. И так начинается жизнь. Фальшивая жизнь посреди жизни настоящей у случайных актеров — «с девяти до пяти по будням и все выходные», и одна единственная жизнь у Амилькара, смешавшая правду и ложь, реальность и иллюзию.
Но все идет наперекосяк с самого начала: Амилькар отчаянно требует искренности — не показного, не отработки получаемых денег, следования банальным и пошлым штампам в духе дешевой мелодрамы, а подделку настоящих чувств. Неотличимую от оригинала, насколько это возможно.
Под влиянием этой атмосферы начинает творить и добивается успеха и признания художник Машу, и даже Виржиния, пройдя череду скандалов, начинает осознавать, что «папаша» действительно дорог ей. Не говоря уже об Элеонор, которая попросту влюбляется в своего «мужа».
Две жизни — реальная и фальшивая, причудливо смешиваются в одну, и вот уже становится невероятно сложно разобрать — где искренние слова, а где ложь по контракту, где настоящий взгляд и смех, а где — фальшь. Потом в этот искусственно созданный мир начинает бесцеремонно вторгаться мир настоящий — и вот уже фальшивому мужу и отцу Амилькару является байкер Поло (актер Ринат Гарифуллин) — реальный парень фиктивной дочери.
Все, происходящее с героями, начинает напоминать какую-то фантасмагорию, которую герои в конце концов пытаются остановить. Леон-Машу старается дать понять Амилькару, что истинные чувства, настоящую доброту и понимание невозможно продать и купить, но их всегда можно подарить. Виржиния второпях, мимоходом бросает фразу о том, что она готова не снимать маску каждый день, а носить ее постоянно…
Но, увы — финал оказывается трагичным. Амилькар не может поверить в то, что все чувства этих людей по отношению к нему — настоящие. Он запутался…
Режиссер Денис Юдин обошелся в своей постановке без художника. И это совершенно незаметно, настолько все актеры выкладываются на сцене. Так же, как их персонажи: если бы не было самой сцены, сложно было бы отличить: играют они, или действительно живут в предложенных условиях. А Галина Понятовская в роли Элеоноры просто сногсшибательна.
ЛИМПОПО, ГДЕ ГУЛЯЕТ ГИПОПО
Мастерски подошел к постановке нового спектакля и театр кукол. «Айболит» Корнея Чуковского, бессмертная классика в постановке режиссера Сергея Кузина в праздничные дни порадовала малышей.
Настроение в первую очередь здесь создает антураж — разработка художника Александра Чемакина (сценография) и модельера Татьяны Латышевой (костюмы). Мини-малистические ширмы на колесиках и противовес им — роскошные наряды посетителей клиники доктора Айболита.
На роль самого врачевателя Кузин взял актера Алексея Усова, и Айболит получился энергичным, моложавым, обаятельным. Вместе со своим Помощником (актер Александр Бердников) он совершает свое путешествие по Африке, взбирается на вершину горы, надевает на руки крылья и машет ими под «Полет валькирий». Зрители в восторге.
Так, основную роль в постановке Кузина играет так называемый живой план. Планшетные куклы выполняют вспомогательную роль, дополняют спектакль. Сделаны они в традиции американских кукольных сериалов типа «Маппет-шоу». Сшиты из синтетического меха ярких расцветок, глаза — из шариков для пинг-понга, широко раскрывающиеся пасти. Они очень милы — и синяя мартышка, и желто-розовый страусенок, и оранжевая лиса. Хотя и излишне броские: за яркостью расцветок не всегда заметны эмоции, которые в них вкладывают кукловоды.
… Новые спектакли прочно обосновались в афишах, театры ждут гостей.
***
фото: Яна Швеина и Андрей Захаренко в спектакле «Господин, который платит»;Галина Понятовская;Летит, летит Айболит.