X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Что такое ГМО, и зачем их едят

С конца прошлого года в средствах массовой информации и среди народа вновь проявился интерес к ГМО — генетически модифицированным организмам. Еженедельник «Аргументы и факты» в N50 первым сообщил: «в России с 1 июля 2014 г. разрешается сеять ГМ-зерновые».

Что случилось в Минсельхозе России?

В журнале «Главный агроном» за сентябрь 2013 г. помещена короткая заметка «Минсельхоз предлагает запретить ввоз сельхозсырья с ГМО в Россию». Ссылка на зам. министра Илью Шестакова: «В отечественном сельском хозяйстве ГМО запрещены, а к ввозу — разрешены. Здесь надо обязательно рассмотреть возможность устранения этих противоречий с учетом роста собственной кормовой базы». Далее И. Шестаков говорит, что в Минсельхозе по этому поводу работает специальная группа, и она «настроена очень консервативно». То есть против выращивания и ввоза ГМО.

Сентябрьский номер журнала формировался и печатался в августе, а 23 сентября 2013 г. принято постановление российского правительства N 839 о том, что с 1 июля 2014 г. в России всем желающим разрешается сеять ГМ-растения. Конечно, разрешение -это не обязательство, но все же прецедент опасный. В «АиФ» закон N 839 назван «убийственным».

Что произошло в Минсельхозе, пока печатался «Главный агроном», — неизвестно, но понятно, что «консервативные» сторонники запрета выращивания и ввоза ГМО в Россию были побеждены.

ЧТО ТАКОЕ ГМО?

ГМ-организмы создаются в процессе селекционной работы существенно более высокого технического уровня, чем классическая селекция, существовавшая ранее и распространенная теперь. Новая селекция называется генной инженерией, и реализуется она не в поле, а в специальных лабораториях, оснащенных таким оборудованием, которое «классическим» селекционерам и не снилось.

Классические селекционеры выведение новых сортов начинают с изучения коллекций старых сортов и ищут среди них образцы с такими полезными признаками, которые хотят соединить в новых сортах. Потом берут в руки свой главный инструмент — пинцет с острыми кончиками и кисточку -и проводят грубую работу переопыления (скрещивания), перенося мужскую пыльцу на женские растения. Потом ждут созревания гибридных (помесных) семян, потом сеют их и среди выращенных растений с терпением золотоискателей ищут те, в которых соединились ожидаемые необходимые признаки. Найдут — повезло, не найдут — начинай сначала. Теперь селекционеры ежегодно опыляют тысячи растений в поисках селекционного счастья.

Однако это счастье улыбается не всякому. Новый сорт еще должен пройти конкурсное испытание и победить урожайностью и качеством продукции другие сорта, счастье других селекционеров. Недавно я беседовал с нашим главным тюменским сортоиспытателем. Виктор Владимирович Выдрин сказал, что ожидается поступление 50 сортов пшеницы, 40 -ячменя и др., всего до 150 сортов разных культур.

На тихих полях под дождем и солнцем, под пение жаворонков идет молчаливое соревнование, не менее острое, чем Олимпийские игры, даже — с политическими последствиями.

Генные инженеры — новые селекционеры — тоже изучают коллекции старых сортов растений, животных, микроорганизмов: ищут организмы с необходимыми признаками, которые задумали соединить в новом сорте. Берут у них клетки в такую пору, когда их ядра разделяются на хромосомы, и специальными методами ищут в хромосомах гены: участки, которые ответственны за передачу тех или иных признаков. Постепенно составляются так называемые «генные карты», на которых в каждой хромосоме указано место всякого гена. А генов — сотни тысяч: столько, сколько признаков у растений. Хромосом у ржи — 14, у пшеницы — есть 14 и 28; 42 и 56.

Конечно, эта работа тоже сплошной путь в незнаемое, где все впервые. Но такая лабораторная работа происходит в комфортных контролируемых условиях, в стерильной обстановке круглый год, а не только летом. Работают биологи, биохимики, инженеры. Работают микроинструментами под микроскопом, по сравнению с ними пинцет классической генетики -как топор первобытного человека.

Теперь надо сообразить: у кого взять нужный ген, управляющий нужным признаком, чтобы подсадить в намеченный сорт взамен его собственного. Например, есть хороший урожайный сорт кукурузы, но у него есть «теплолюбивый» ген — его надо заменить на «холодостойкий». Генные инженеры по генной карте кукурузы находят место «теплолюбивого» гена, удаляют его и вставляют «холодостойкий», взятый у кого-то.

Теперь осталось вырастить растение и проверить: получилось ли то, чего ожидали? Работает ли ген в новом организме? Тут тоже «генноинженерное счастье» может пробежать мимо. И потом надо еще выдержать конкурс в сортоиспытании. Его никак не миновать.

Вначале генные инженеры признавались, у кого брали гены для пересадки. Писали, что ген холодостойкости взяли у северной глубоководной то ли трески, то ли камбалы. Ген засухоустойчивости для пшеницы брали у скорпиона, ген устойчивости картофеля к колорадскому жуку — у почвенной бактерии « тюрингена». И тут общественность стала прислушиваться: что это взяли у ядовитого гада-скорпиона и подсадили пшенице? А у бактерии? И это нам предлагают в пищу? А последствия?

Генные инженеры дали обратный ход. Теперь говорят, что журналисты-борзописцы их неправильно поняли, это была только шутка, а на деле — совсем не так. Однако никто не признается, от кого пересадили гены. Кроме отдельных случаев — с картофелем, устойчивым к колорадскому жуку, с рапсом, которому подсадили ген калифорнийского лавра, чтобы получить рапсовое масло нового состава, и еще нескольких примеров. Впрочем, эти же генные инженеры еще с 1970-х годов сами умеют создавать искусственные гены, так что генных доноров можно и не искать.

Такие организмы — растения, животные, микроорганизмы — с измененным составом генов и называют «генетически модифицированными» или ГМО, или трансгенными. Впрочем, генные инженеры справедливо оправдываются, что настоящий Великий Генный инженер — это окружающая нас матушка-природа. Б.Ф. Ванюшин, генетик, член-корреспондент Российской Академии наук, писал в 2006 г.: «Все ныне используемые сельскохозяйственные виды по природе своей трансгенны, они возникли или получены человеком в результате многочисленных скрещиваний между близкородственными и даже отдаленными организмами». В самом деле, всем известная кукуруза есть гибрид двух злаков: трип-сакум и теосинте; наша кормилица мягкая пшеница — тройной гибрид между двумя видами пшеницы и эгилопсом; тритикале — гибрид ржи и пшеницы.

Продолжение следует.

***
фото: Тюменский селекционер — Владимир Новохатин, руководитель селекционного центра НИИ сельского хозяйства Северного Зауралья.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта