Электричество как эликсир молодости
Таких специалистов, как Мария Алексеева, в Тюмени наперечет. Она — техник по осмотру трансформаторных подстанций. Сама работа не уникальна, но женщин в ней -единицы.
— Недавно понадобилось нам принять еще одного техника, объявили, как и полагается, конкурс, — рассказывают в компании «СУЭНКО», — пришло шесть кандидатов. Все мужчины. И ни один не справился. Кто-то не выдержал через день, кто-то протянул неделю. А Мария Алексеевна на предприятии уже 20 лет!
Маленькая, улыбчивая, энергичная — она чем-то напоминает героиню Надежды Румянцевой из фильма «Королева бензоколонки». Только вместо беретки обязательный элемент ее рабочей одежды — белая пластиковая каска. Эта каска смотрится на женщине весело и даже кокетливо. Спецовка для нее, конечно, — не костюм от Диора, но и не роба. Не парадно-выходная, но вполне удобная, да и на фигурке сидит ладно. Издалека — девчонка-девчонкой, свой возраст ей никогда не дашь, хотя разменяла Мария Алексеевна не один юбилейный десяток лет.
— А я от мороза так хорошо сохранилась, — шутит она. — Ведь целый день провожу на улице. Да и электричество, наверное, бодрит.
Еще в школе Машу называли технарем. Девчонки любили литературу и русский, а она — физику. Они дома шили, а она с удовольствием чинила и ремонтировала. Электричество в далеких чувашских деревнях тогда было не у всех. Лампочкам Ильича радовались, как сегодня кухонным комбайнам и мультиваркам. А свет экономили, хоть и не знали слова энергоэффективность.
После школы Маша поступила в ПТУ связи, работала на АТС. Но особый пиетет испытывала к проводкам и клеммам. Поэтому и решила учиться дальше — на электрика. То, что не всем мальчишкам давалось легко, она схватывала на лету.
— Электричества я совсем не боюсь, у нас с ним взаимопонимание, — говорит, смеясь, Мария Алексеевна. — Вот только с «воздушкой» (воздушными линиями электропередач — авт.) мы не подружились, хотя на практике и поднимались с «кошками» по столбам.
Работала она и электромехаником, и электромонтером, и просто электриком. И током не раз ее било.
— А ничего, я отходчивая, — шутит она. — Я и электричество друг другу не мешаем. Ну, столкнулись пару раз, вздрогнули и разбежались.
Самым сложным объектом, на котором когда-либо работала, Мария Алексеевна называет… рабочее общежитие. Там электричество было коварным. Оно пряталось, путалось и било током исподтишка, когда, например, прорывало трубы, и вода бежала по стенам.
Она с легкостью всегда ремонтировала утюги, меняла розетки и выключатели. Вот только однажды электромеханизм ей не подчинился — с автополивом в теплице пришлось долго повозиться. Со схемой она справилась быстро, а вот щиток все выбивало и выбивало, никак не хотел включаться.
Всю жизнь Мария Алексеевна работает в мужских коллективах. Бывало так, что из 25 членов бригады она одна женщина. И на руках ее носили, и цветами задаривали — без внимания никогда не оставляли. Хорошо, муж не ревнивый, все правильно понимал.
— Он у меня — главный подарок в жизни, — говорит Мария Алексеевна. — И стирает, и готовит, и прибирает. Да и по электрике все сам чинит, мне не дает. Нечего, говорит, домой идти со своим самоваром. Только когда дом строили, разрешил мне помогать — электропроводку вместе монтировали.
Муж у Марии Алексеевны — художник. А она хоть и технарь -лирик в душе. Очень любит цветы. Разные клумбы и клумбочки, да и просто розовые кусты занимают половину ее дачного участка — почти 15 соток. Здесь она отдыхает от своего высокого рабочего напряжения. Говорит, что так заземляется. А земля возвращает ей силы, дает энергию, которой она заряжает всех, кто находится рядом.
***
фото: Мария Алексеева на осмотре трансформаторной подстанции.