О детях и внуках
… И вот, наконец, твое настоящее счастье появилось! Маленькое, беленькое, такое беспомощное! Все внимание, забота — ему.
Еще внимательнее становишься, когда твое «счастье» заболевает, да еще серьезно. Спасибо знаменитому детскому врачу Карнацевичу. С его помощью справились с болезнью.
Растет мое счастье, развивается, появились зубки. Без соски в руке не засыпает. Стал грызть соски. Вначале меняю на новые, говорю, чтоб не грыз. Не помогает. Засыпает, просит соску, даю изгрызанную — других нет. Не берет, сердится, забрасывает соску за печь, ложится на бок, засыпает. Понемногу воспитываемся…
Я работаю, но единственный выходной день посвящаю полностью сыну. Стал вставать на дрожащие еще ножки, руками крепко держится за кроватку. Начинает говорить. Однажды, стоя в кроватке, стал просить: «Дай нага-нага, дай багама!» Что это? Не понять! Показывала все что можно — нет! Наконец, дело дошло до бумаги с карандашом — оказалось, просил именно это. Карандаш острый — страшновато, но под присмотром дала. Обрадовался, стал что-то карандашом водить по бумаге. Радость-то какая! Потом уже с возрастом стал заниматься рисованием в ИЗО-школе. Научился плавать в бассейне (пригодилось в жизни).
Интересовался многим, задавал тысячи вопросов. Купили ему вместо кроватки кресло-кровать — не понравилось. Просил купить пилу и топор, чтоб расправиться с нею.
Рос, учился в 21-й школе. Ну и я решила его в 10-м классе поздравить с Новым годом. Повесила подарок через форточку в красном мешке. В ответ: «Мама, ты что?! Я уже взрослый!»
Вырос, женился. Стала ждать внуков. В 1985 году появился Антон — Тотошка. Я работала, придя с работы, спрашиваю внука: «Тотошка, как дела?» Он в ответ, стоя в кроватке, светился радостно, отвечал: «Кое-кое-как!»
Какое счастье — стал говорить, но еще не ходил. Подрос. Лежа в кровати, поднял голову, подпер ее рукой и спросил, глядя внимательно прямо в глаза: «Ты кто?» «Бабушка». «Неть, ти моя мама!» Я с ним часто находилась — привык. Всей семьей целый месяц объясняли ему: кто есть кто. С сомнением, но понял. Стал ходить в детский сад — развивался.
В 1987 году появился братик Вячеслав — Сливочка. Интересно было наблюдать за ними. Сливочка стал отбирать игрушки у Тотошки. Ссорились, плакали, даже подрались. Успокоились, только когда я стала им покупать одинаковые игрушки. Но у Сливочки вдруг появилось любопытство: что внутри игрушек? Яркие, красивые часы и машинка просуществовали только день. А я, бабушка, счастливо радовалась всему.
Однажды Славик спал со мной, Антон — на своем месте. Славик просит: «Держи меня, а то я убежу!» Это Славик иносказательно просил обнять его. Хитрюга! Обняла, прижала к себе.
Перед Новым годом гостили у меня. Выяснили, что у меня в холодильнике есть торт, фрукты, конфеты. Я просила подождать и накрыть стол с боем курантов. Они были пока сыты. Я отошла на кухню, захожу в комнату — стоят, как в строю, в трусиках, маечках (у нас жарко). Удивилась, спросила: «Что это?» Антон, задрав маечку, рукой показал на себя, изрек: «Посмотри, какие мы тощие, худые — одни ребра торчат!» Славик вторит: «И у меня тозе!» Что, что? Повторили вновь свое выступление. Когда и как они сумели договориться?! И смех, и грех! Пришлось накрывать стол, доставать самое вкусное, не дождавшись боя курантов! Вручила им подарки, рожицы у них светятся от счастья и у меня так же. Мне рядом с внуками тяжеловато, но и радостно. Я счастливая!
Внуки повзрослели, но я с раннего их детства скрупулезно записывала в блокнот все их интересные высказывания. Даже каждому оформила альбомчики с небольшими фотографиями и их высказываниями. Счастье и радость с ними я испытывала постоянно, и сейчас часто вспоминаю все.
Дорогие девушки и женщины!
Дети — это самое прекрасное чувство и счастье! Вот именно, это же самое настоящее женское счастье!
Не пропустите его!
Пенсионерка Кочнева (Хмелева) Н.А.