Венский бал по всем правилам
За несколько минут до начала венского бала в школе Знаменского я получаю необыкновенное приглашение.
«Сударыня! Не соблаговолите ли прибыть на венский бал, коий дается впервые в бальной зале школы искусств имени Знаменского последнего дня февраля в пять часов пополудни?»
… В зале появляются девушки в бальных платьях. Пространство заполняет легкий ветерок от пышных юбок, от плавных движений. Увы! Сегодняшний бал я проведу в качестве зрителя.
— Мы решили приобщить наших воспитанников к особой культуре, — объявляет распорядитель бала, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Галина Дрожащих. — Наши дебютантки очень волнуются. По традиции мы представили это как их первый выход в свет.
Рядом со мной сидят педагоги по хореографии и пребывают в волнении — этот бал стал загадкой даже для них. Девушки ставили танцы втайне от своих преподавателей, а распорядитель бала держал программу в секрете до последнего. Мое волнение обусловлено не только этим торжеством. Наш фотограф Галя опаздывает к началу, а значит, мы нарушаем те самые правила приличия, о которых так долго рассказывали в начале — мы предстанем не в самом лучшем свете. Я знаками показываю распорядителю, что за дверью ждет еще один гость и ловлю предосудительный взгляд.
— Опаздывать на такое мероприятие считалось признаком дурного тона! — говорит Галина Александровна. — А я знаю, что за дверью находится опоздавший представитель прессы. Так и быть, сделаем исключение.
От этих слов мне, конечно, стало легче, но стеснение и смущение до конца не отступили. Бал и в самом деле впечатляющий, а мы в него, мягко говоря, не вписываемся.
Скрипачи, флейтисты и пианист то и дело подменяют друг друга, звучит одна мелодия за другой. Будто мы и вправду по старинным правилам приехали на бал в ночь, засиделись до самого утра и не замечаем, как летит время. Я тихо сижу на стуле, Галя присела рядом. Надо бы записывать, фотографировать, а мы смотрим, как завороженные, на платья, на маленький оркестр — мы забыли обо всем.
— Эти шикарные балы берут свое начало в Вене и проводятся там и в современное время, прерывает танцы речь Галины Александровны. — Традиция продолжается в Москве, в Петербурге и в Тюмени. Приглашенные гости готовятся к своему выходу за несколько недель, приезжают к полуночи во дворец, а распорядитель бала представляет их хозяевам. Правила строги, но они создают величественную атмосферу. Оглядываю дебютанток — изысканные украшения и модные прически. Девушки привыкли выделяться!
— Большое внимание дамы уделяли деталям, — продолжает Галина Александровна. — К примеру, веер. Обращение с ним было под особым контролем. Каждый взмах что-то значил в отношениях дамы и кавалера. Если девушка подает своему избраннику веер ручкой вперед, их отношения обречены, а если — вперед перьями, то они симпатизируют друг другу!
Для этого мероприятия воспитанницы школы искусств много трудились. Они не просто подбирали наряды, а учили полонез, менуэт, мазурку, польку. В конце бала станцевали вместе с гостями ручеек — праздник все-таки.
Среди этого великолепия мне было не по себе, но это к лучшему — теперь понимаю, как в повседневной жизни не хватает вдохновения, легкости и грациозности. Гости и участники бала прочувствовали это вполне. А мне еще долгое время приходили на ум разные фантазии — а что если бы и следующим вечером можно было съездить на бал?!
***
фото: В центре внимания — дебютантки.