X

  • 02 Июль
  • 2024 года
  • № 70
  • 5569

Кто держит руку на пульсе

В экстренной ситуации всегда есть человек, который принимает быстрые решения и берет ответственность на себя. Если его решение будет неверным — его потом сурово накажут, а если верным, скорее всего… забудут. В такой тени чаще всего остается работа диспетчеров компании «УТСК».

Они первыми узнают, что в какой-то части города на одном из участков магистральной тепловой сети произошел порыв. Еще до того, как в диспетчерскую начинают поступать звонки от жителей. Когда горячая вода вышла на поверхность — это уже не первый, а второй этап МП на трассе. С самого начала о таком повреждении свидетельствует падение давления в сети и быстрый рост подпитки. Изменения этих показателей моментально отражаются на мониторах в диспетчерской.

— Когда произошел порыв магистрали на улице Харьковской, давление на этом участке упало практически вдвое, а подпитка, наоборот, выросла на 100-150 тонн, -рассказывает Антон Нигматуллин, начальник справочно-диспетчерской службы «УТСК». — Показатель — не критический и не чрезвычайный. Мы к таким ситуациям готовы. Есть четкие инструкции, как действовать. Другое дело — готовы ли управляющие компании, которые обслуживают дома?

Диспетчерская Тюменских тепловых сетей не похожа на диспетчерские в управляющих компаниях. Перед ней задачи стоят более глобальные. Главное — контролировать параметры теплоснабжения города в зависимости от температуры наружного воздуха. Рабочий день начинается с проверки данных по режимной карте. Сюда ежечасно стекаются все данные о характеристиках теплоснабжения: давление в сети, расходы теплоносителя, его температура, подпитка. Дежурный смены сверяет, насколько реальная картина соответствует нормативной, с поправкой на погодные условия. Любое несоответствие — повод для разбирательства и детального анализа. Здесь, как в шахматной партии, любые изменения надо предугадать до того, как они случились, тогда реагирование будет эффективней, и сражение за тепло потребует меньших человеческих и технических затрат.

Но не исключено, что принимать решение придется в цейтноте, в патовой и даже чрезвычайной ситуации. Главным гроссмейстером в таком случае выступает дежурный диспетчер. На его плечи ложится ответственность принимать решения. Они могут быть безобидными, как ход Е2-Е4 — направление аварийных бригад на место предполагаемого порыва теплотрассы, а могут потребовать и более решительных действий, например, отключения участка сети, если авария на магистрали угрожает безопасности жителей.

Один из самых опытных специалистов службы — старший диспетчер Владимир Кудрявцев. В «Тюменских тепловых сетях» компании «УТСК» он работает больше 15 лет. Систему теплоснабжения города знает, как свои пять пальцев. До того как сесть за пульт управления, много лет проработал «в поле», в аварийных бригадах. О коварстве магистральных порывов знает не понаслышке. На его веку случались МП и посложнее того, что произошло в конце января на улице Харьковской.

Галя Безбородова

— Можно сказать, что боевое крещение я принял в первые же дни моей стажировки в аварийной бригаде, — говорит Владимир Дмитриевич. — Почти прямо под окнами диспетчерской проходила магистральная теплотрасса, на ней от высокого давления и температуры в сети (тогда стояли сильные морозы) выдавило сальник компенсатора. Порыв парил, как паровоз, шум воды был слышен даже у нас в помещении. Все тогда решали минуты. Но в диспетчерской среагировали на МП, как хорошие снайперы — быстро, четко, без суеты. В принципе, быстро действовать в подобных ситуация помогает не столько психология, сколько знание инструкций назубок. Как говорится, когда самолет падает, поздно штудировать документы. Все должно быть в голове. Ночью разбуди — расскажешь от А до Я.

На его памяти в конце 90-х годов был и единственный внеплановый останов ТЭЦ-1 из-за поломки оборудования. Мера эта исключительная и применяется, только когда других вариантов нет. Ведь отключать в таком случае от тепла приходится полгорода. И вариантов переключения на резервные трассы, на обратную подачу, как бывает при порыве самих магистралей, остается значительно меньше. Благо город был тогда значительно меньше, Восточный микрорайон еще не так разросся, и нагрузка на ТЭЦ-2 была поменьше.

— Той аварии на ТЭЦ многие горожане уже и не помнят, а некоторые и вовсе о ней не знали, а подумали, как поется в песне, что ученья идут, — говорит Владимир Дмитриевич. — Зато сейчас к каждому порыву теплотрассы приковано столько внимания, как к голливудскому блокбастеру. А это обычный рабочий момент. Конечно, и мы, и теплотрассы когда-то были моложе. Нас не требовалось латать так часто.

У каждого дежурного диспетчера, как правило, «своя» выездная аварийно-восстановительная бригада. Вместе они составляют одну оперативную связку, понимают друг друга с полуслова. Ведь в ситуации цейтнота некогда разглагольствовать и разжевывать.

— Взаимопонимание в команде — половина успеха, — считает Кудрявцев. — И так сложилось, что Сергей Денисов, Константин Неустроев и Рашид Сабитов — мои глаза и уши. У нас даже ориентиры на местности свои, «пристреленные». Остается только технические характеристики объекта уточнить — и держать руку на пульсе. Мне ведь приказы, как действовать, никто не отдает — я их отдаю.

— Все на смене зависит от дежурного диспетчера, — подтверждает и Антон Нигматуллин. — Он как полководец в мирное время. А на войне как на войне — на фронтах бывает всякое. Но хотелось, чтобы и в тылу помогали, не дергали диспетчеров по пустякам.

***
фото: Схема магистральных трасс;Владимир Кудрявцев.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта