X

  • 23 Июль
  • 2024 года
  • № 79
  • 5578

Напялим джинсы на царя Давила

В нашей стране все чаще поднимают вопрос традиционных нравственных ценностей. И это хорошо. Но как обойти щекотливую тему отношений между полами?

… Через несколько дней в кинотеатрах Тюмени покажут экранизацию повести Аркадия и Бориса Стругацких «Трудно быть богом». Десять лет назад съемки фильма начал режиссер Алексей Герман. После его смерти картину заканчивал сын — Герман-младший.

По мнению итальянского писателя Умберто Эко, посмотревшего еще черновую версию киноленты, Герман-старший показывает зрителю настоящее средневековье без романтизации. Мир, не понимающий своей грязи и упивающийся ею. «После Германа фильмы Тарантино кажутся диснеевскими мультиками», — сказал Эко.

Вы спросите, при чем здесь Арканар и наши вопросы нравственности? Но ассоциативный ряд возникает сам собой.

«Умные нам не надобны, надобны верные»

Как только отдельные граждане заводят речь о нравственности или, наоборот, безнравственности какого-то предмета, явления или поступка, на помощь приходит ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред.» И теперь уже бессмысленно обсуждать, нужен он россиянам или нет. Закон принят и вступил в силу — точка. Однако тонкости его реализации можно и нужно обсуждать — это мировая практика, позволяющая привести какой-либо закон к оптимальной форме и сделать его максимально эффективным.

Пока же отдельные случаи заставляют опасаться, что стремясь защитить нравственные устои общества, мы можем оказаться в том самом средневековье, которое похлеще фильмов Тарантино.

Например, возрастные маркеры «ставят» теперь не только на современные книги, журналы и телепередачи, но и на классическую литературу. И происходит это не далеко, в диких местах, а по соседству с нами: в омской библиотеке имени Пушкина 11-классницам не выдали «Американскую трагедию» Теодора Драйзера и «Завтра была война» Бориса Васильева. Библиотекари пояснили: произведения попадают под категорию «18+». Девочкам все- таки удалось выпросить повесть об учениках 9-го «б», стоящих на пороге Великой Отечественной войны. Но Драйзера сотрудницы библиотеки, посовещавшись, сочли неподходящим для подростков.

… От литературы до живописи — один шаг. Недавно газета «Известия» написала, что эксперты Роскомнадзора обещают до 2016 года разработать «методические рекомендации по экспонированию произведений искусства с учетом возрастной маркировки». Перевожу: в музеях и картинных галереях экспонаты поделят на «детские» и «взрослые». В последнюю категорию попадет знаменитая пятиметровая статуя Давида работы Микеланджело: кому он — искусство, а кому мужик без штанов. Вместе со вторым царем Израиля под маркер «18+» попадают пышнотелые красавицы Рубенса, «Рождение Венеры» Боттичелли, «Три грации» Рафаэля и другие произведения мастеров, исполненные в стиле ню.

«Как лист увядший падает на душу…»

Тюменским искусствоведам и художникам известно о «методических рекомендациях». Однако, с их точки зрения, дети не нуждаются в защите от эстетической красоты и культуры.

— Недавно была выставка Дали, и 12-летняя девочка очень хотела попасть в зал, но ее не пустили, — рассказывает заведующая отделом классического искусства музея ИЗО Оксана Костко. — Мне это не понятно. Достаточно проехаться в автобусе вдоль городской рекламы или посмотреть телевизор — перед ребенком пройдет череда вызывающих и пошлых образов, не имеющих к искусству никакого отношения. Я не представляю, как можно запретить выставлять Рубенса. И зачем это делать, не представляю тоже. Есть старая русская поговорка: «Человек Божий обшит кожей». Мы все приходим в мир нагими, и в наготе как таковой нет ничего порочного. В порнографию обнаженное тело превращает определенный способ подачи визуального образа. На мой взгляд, рекламные плакаты, на которых изображены девушки в почти невидимом белье — это не тот образ человеческого тела, через который ребенку стоит познавать мир. Но неправильно и совсем лишать его представления об этой стороне жизни. Тем более что прямой запрет вызывает обратную реакцию — желание узнать. Мы не можем, словно спрятавшие голову в песок страусы, надеяться, что ребенок не найдет способа узнать о том, что его интересует. Найдет, только информация будет подана совсем не так, как надо, и в итоге, став взрослым, он будет показывать пальцем на картины Бориса Кустодиева и кричать: «Ух, ты! Голая баба!» В то же время человек, еще в детстве познавший каноны эстетической красоты, будет способен безошибочно отличать искусство от пошлости.

… В мастерской тюменского художника Михаила Гардубея пахнет красками. На стенах удивительные пейзажи и полотна на библейскую тематику соседствуют с изображениями обнаженных женщин, пышногрудых и притягательных.

— Некоторое время назад в музее изобразительных искусств выставлялись мои картины. Посмотреть на них пришли моя ученица Мария Горбунова и ее дочка, — рассказывает Михаил Михайлович. — Но их не пустили — возрастные ограничения, из-за того что на нескольких холстах была «обнаженка». Мне не понятно: девочка может зайти вместе с мамой в общественную баню, но не может — в музейный зал. Как по-вашему, где образ женщины подан более эстетичным и красивым? У меня такое ощущение, что из разумных нравственных ориентиров какие-то. не вполне полноценные люди пытаются создать проблему.

В поисках наглядного пособия художник тянется к стопке альбомов с репродукциями. Он выбирает книгу, затем долго ищет фотографию подходящей картины.

— Вот, например, «Купальщица» Зинаиды Серебряковой, — с облегчением говорит Михаил Михайлович. — В образе девушки нет ничего пошлого, она чиста, несмотря на наготу. Но, как говорится, каждый воспринимает мир в меру своей испорченности: всегда найдутся люди, которые станут с вожделением подсматривать за такой, как она. А потом ее же обвинят в разврате, как старцы обвинили Сусанну. Пусть об этом задумаются те, кто создает этот ажиотаж вокруг плотской стороны нашей жизни. В ребенке можно взрастить чувство прекрасного при помощи музыки, литературы и изобразительных искусств. Взрослые, я боюсь, безнадежны.


«И есть ли у спрута сердце…»

Представим, что в вакууме существует некий сферический подросток — идеальный ребенок, не проявляющий интереса ко всему, что ему запрещают знать родители и общество. Защищенный от «вредной» информации, он перешагнул порог детства и вступил во взрослую жизнь, не зная ничего о такой важной ее составляющей — отношениях между полами. Читавший только правильные книги и смотревший только правильные фильмы, будет ли он счастлив?

Вряд ли сами подростки согласятся на такое будущее. И, замечу, мы-то все-таки вышли из средневековья — у молодых, пока несовершеннолетних, достаточно и технических, и юридических средств, чтобы убедить чересчур заботливых взрослых прислушаться к себе.

Все подзаголовки взяты из книги «Трудно быть богом».

***
фото: На снимке: когда-то джинсы были символом свободы. Неужели сейчас они обретут противоположный смысл?

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта