Любовь к куклам и тюльпанам
Зинаида Николаевна Береговая удивленно округляет глаза:
— Ой, а откуда вы знаете, что тюльпаны — мои любимые цветы?!
До этого мы с фотокором Катей долго топтались у витрины цветочного магазина. Я предлагала солидные бордовые и белые розы — все-таки у Зинаиды Николаевны юбилей и, наверное, надо что- то серьезное. А Катя, которая прожила с Зинаидой Николаевной в соседях несколько лет, настояла на недолговечных, но таких задорных тюльпанах — желтых, розовых, оранжевых. И я подумала: да, наша любимая актриса театра кукол родилась на стыке зимы и весны, когда еще мороз, но уже слепит яркое солнце. Отчего бы и не тюльпаны?
— Я ведь родилась в Казахстане, и мы каждую весну уходили в походы за тюльпанами. Когда вся степь расцвечена ими — это непередаваемая красота! Они не такие крупные, как оранжерейные, но всевозможных цветов, — продолжает Зинаида Николаевна, укладывая букет на стол между бумагами и табелями, которые заполняла до того, как мы пришли.
Не секрет, что в театре она не только выходит на сцену, но и выполняет работу заведующей труппой. И труппа ее любит. Даже если не знаешь этого, то увидишь: актеры небольшой группкой проходят мимо, торопятся на репетицию в холл театра. Но почти каждый задерживается у ее стола: улыбается Алексей Усов, Антон Нестеренко строит смешную рожицу, Вадим Еременко просит понюхать цветы и принимается рассуждать о тюльпанах и пионах, называя их простыми садовыми цветами.
Для каждого у Зинаиды Николаевны припасены улыбка и участливое слово.
— Люблю нашу молодежь, — говорит она, когда актеры, наконец, отправляются репетировать. — Антон Нестеренко вот пробует себя в качестве режиссера. Я наблюдала, как он ставил спектакль по сказке Николая Носова «Бобик в гостях у Барбоса». Сколько у него задора, сколько он и актеры перебрали шуток, сколько вспомнили детских шалостей! Очень интересно. Или вот Леша Усов — он человек серьезный, с детьми работает, на заграничные фестивали их возит.
… Есть в голосе Зинаиды Николаевны нотка ностальгии, не скроешь ее. Говорит о дне сегодняшнем, а вспоминает прошлое. Когда она после окончания театрального училища в Саратове в 1975 году приехала по распределению в тюменский театр кукол, все было немного другим. Зимние морозы ей, привыкшей к солнцу и теплу, показались невыносимыми. А жизнь в театре, где порой репетировать приходилось (и хотелось!) по 20 часов кряду — увлекательной.
— Знаете, мы все были соратниками, дышали одним воздухом, — вспоминает актриса. — Директор нас гнал из театра, запрещал нам ночами работать, но хотелось, и мы работали.
Тюменская сцена подарила ей много хороших моментов. Например, Зинаиде Николаевне довелось поработать с Михаилом Хусидом — режиссером-интеллектуалом. В нашей «куколке» он поставил спектакли «Пер Гюнт», «Посланец магараджи» и другие.
Она любит все свои роли, а ведь их сыграно уже более трехсот.
Золушка и олененок Сэмбо, цветочница Шутха из индийской сказки, маленькая Баба-Яга, которой непосредственные зрители-малыши кричали из зала: «Ты — хорошая!»
Зинаида Николаевна помнит каждую свою куклу. Сейчас их уносить из театра домой не разрешают, а было время, когда, готовясь к спектаклю, Береговая брала реквизит домой.
— В первую очередь, получая в руки новую куклу, я изучаю ее возможности: как двигаются ноги- руки, закрываются ли глаза. Знаете, кукольное ремесло, я думаю, даже сложнее драматического. У «живого плана» больше возможностей показать эмоции. В его арсенале все тело, мимика лица, жесты. С куклой сложнее.
… Мы не то чтобы предметно говорим о театре, а, скорее, разговариваем обо всем понемногу. О коте Суле и собаке Умке, которых Зинаида Николаевна подобрала на улице. Умка, оставленный кем-то у театра кукол, был крохотным белым комочком, а вымахал в здоровенного пса.
— Я теперь невыездная из-за них, — качает головой Зинаида Николаевна. — Не на кого оставить, дочь Аня переехала в другой город.
Перебираем старые черно-белые фотографии: на одних актриса — совсем еще девчонка, маленькая, худенькая, трогательная. На других она — молодая женщина, привлекательная и улыбчивая. Сегодня Береговая — давно состоявшаяся актриса, которую дети и взрослые узнают по звонкому голосу, даже если ее не видно из- за ширмы. Да и на улицах города — тоже.
— Хотя иногда я предпочла бы, чтоб не узнавали, — качает головой Зинаида Николаевна. — Неудобно бывает. Ехала как-то на гастроли, а полка мне досталась боковая, у самого туалета. Рядом ехала женщина с дочкой, и девочка меня узнала, подошла, стала спрашивать: я ли играла кошку в театре? Мне было неловко: заслуженная артистка, а у туалета едет.
Да и сегодня от жизни Зинаиде Николаевне хочется большего. Почивать на лаврах — не для нее, надо, чтобы всегда была занята, всегда в деле, на сцене, с куклой в руках.
— Актеры, наверное, такие люди, которым всего мало и которые успокаиваться не хотят, — улыбается Береговая.
К счастью, успокаиваться и не надо. А надо молодежи в работе подсказывать, помогать. Да свои роли еще не все сыграны!
***
фото: Зинаида Береговая — начинающая актриса;Она помнит всех своих кукол;Зинаида Николаевна и любимые тюльпаны.