Когда 51-й станет настоящим автобусным маршрутом?
Как только частная жизнь вырвалась на свободу, в городе появились маршрутные такси. Было это лет двадцать назад.
С тех пор некоторые маршруты самоликвидировались, а некоторые стали претендовать на легитимность в качестве настоящего автобусного маршрута.
Таков пятьдесят первый, проползающий через весь город от ТЭЦ-2 до ММС. Маршрут удобный и востребованный: в нем не протолкнуться и в обычное время, особенно если попадёшь в автобус малой вместимости.
Подобное чередование малых, средних и больших автобусов на одном маршруте для постоянных пассажиров обернулось немалыми неудобствами. Естественно, когда ждешь общественный транспорт, надеешься на лучшее — на большой автобус, в котором есть возможность провести дорогу в комфорте. В случае появления желтого «китайца», автобуса средней вместимости, испытываешь разочарование, но надежда на то, что в нем есть свободные места, умирает самой последней. Вся эта неопределенность раздражает. Не пора ли определиться?
Кроме того, у различных по размерам транспортных средств и привычки разные. Малые и средние, унаследовавшие генетику маршруток, в старые добрые времена останавливались по требованию пассажиров в любом месте. Они также тормозят там, где удобно жителям: в «кармане» у кардиоцентра, возле «Южного» на пешеходном переходе, сразу после поворота с Широтной на Олимпийскую. Большие же автобусы высаживают только на остановках, а потому регулярно происходят микроконфликты: человек предполагает выйти у кардиоцентра, а его увозят за полкилометра через мост; точно такая же ситуация — у «Южного» и на Олимпийской.
Еще одно неудобство на 51-м маршруте даже в больших автобусах — отсутствие оповещения об остановках. Зато гремит музыка, да так, что голова лопается.
Имеет ли право водитель включать радио?
По-моему — нет. Во-первых, по причине безопасности — при передвижении по городу в сложнейшей дорожной обстановке требуется сосредоточенность всех чувств. И случись что, до него, в прямом смысле, не докричаться.
Во-вторых, почему пассажир должен слушать то, что нравится водителю? Кажется, давно ушли в прошлое времена, когда под хрипящими репродукторами на улицах собирались люди, чтоб послушать симфонию Чайковского, или, вернее, то, что осталось от нее, к чему же это убогое стремление просвещать народ?
В-третьих, в салоне автобуса могут находиться больные люди, кому весь этот скрежет, рвущийся из динамиков, будет просто пыткой. Думает ли об этом молодец, включающий магнитолу на полную громкость? Думает ли об этом кондуктор, исправно потрошащая пассажиров и верной болонкой бросающаяся на любого, кто попытается высказать какие-либо претензии. Им скучно с утра до вечера нарезать круги по городу? Хочется поразвлечься? А может быть, им никто не говорил, что общественный транспорт существует не для их удовольствия, а для перевозки пассажиров, и пассажир в нем — фигура номер один.
Фигура номер один с февраля отдает за проезд на два рубля больше. Проезд стал дороже, а качество услуги? Качество не только желает лучшего, но вообще желает качества.
Создается впечатление, что добрая половина водителей на 51-м маршруте имеет самое расплывчатое представление о культуре вождения. Резкие ускорения и торможения, постоянные перестроения из ряда в ряд, проезд перекрестков на желтый свет, нарушения правил при каждом удобном случае. Говорят, водители поставлены в жесткие условия графика движения и просто вынуждены наверстывать упущенное в пробке время.
Долго ли еще 51-й маршрут будет находиться в таком состоянии, нам, простым смертным, неизвестно. Но вопросы, связанные с культурой обслуживания пассажиров, актуальны для всего общественного транспорта: и для маршрутных такси, и для автобусов. Решить их можно — было бы желание. Было бы желание не устраивать на улицах города автородео и вспомнить о пассажирах, чьи удобство и безопасность должны быть поставлены во главу угла работы общественного транспорта.
Виктор Захарченко, житель Тюмени