Резвость рук и наполнение души
— Сережа, глубже звук, глубже… Во-om. Не спеши…
Народный артист России Сергей Федорович Лукин поправляет Сережу Храмцова, ученика Ялуторовской детской школы искусств. Сережа волнуется, хотя старается этого не показывать. Впрочем, волнение все равно возьмет свое, когда профессор Лукин попросит юного музыканта снять с инструмента руки и положить на колени: только что уверенно державшие домру пальцы беспокойно сжимаются и разжимаются. А профессор объясняет:
— Ты не должен держать руками инструмент, ты должен ими играть.
Потом Сергей Федорович не раз похвалит сибирскую и тюменскую, в частности, школу игры на народных инструментах. Но юным музыкантам скажет, что «играть только технику» — половина дела.
— Вы должны сыграть каждый пассаж так, чтобы он был, как часы. Только тогда получится профессиональное исполнительское искусство. Это не только моя личная позиция, или позиция людей музыки — сегодня это можно сказать о самой жизни.
Народный артист Лукин 19 февраля приехал в Тюмень, чтобы провести мастер-класс для домристов колледжа искусств и сыграть концерт. Оказалось, мастер-класс — малая часть обширной деятельности, которую проводит благотворительный фонд имени выдающегося музыканта Михаила Афанасьевича Матренина, председателем попечительского совета которого и является Лукин. В Тюмени фонд сотрудничает с учебно-методическим центром развития предпрофессионального и дополнительного образования в сфере искусств при академии культуры, искусств и социальных технологий. Поэтому на мастер-классе оказались не только студенты колледжа, но и совсем еще юные музыканты из соседних городов.
Фонд Матренина был основан в 2006 году, возглавляет его сын известного музыканта Сергей Михайлович Матренин. Его отец больше полувека проработал в Кемеровской области и воспитал множество музыкантов, которые сегодня преподают в учебных заведениях Сибири и центральной России.
На счету фонда масса мероприятий, поддерживающих музыкантов. Например, юношеский конкурс исполнителей на народных инструментах, который проходит в городе Осинники Кемеровской области — на родине Матренина. Туда раз в два года приезжает множество выдающихся музыкантов и деятелей культуры, слушают игру музыкантов маленьких, дают мастер-классы, обсуждают проблемы музыкального мира. Для детей — это праздник.
Фонд привлекает к своей деятельности множество именитых музыкантов и профессоров. Они ездят по регионам, дают мастер-классы для детей в школах, для учащихся в колледжах, передают исполнительские традиции, без которых у народной музыки не может быть будущего.
Выпускает фонд Матренина и нотно-методическую литературу. В прошлом совместно с Санкт-Петербургской государственной консерваторией выпустили полное собрание сочинений Александра Шалова — основателя балалаечной исполнительской школы в Санкт-Петербурге. Собрание было разослано по консерваториям и музыкальным училищам и школам страны.
На подходе книги о выдающихся музыкантах XX века: Николае Калинине, Вере Городовской, Евгении Блинове и других.
— Я считаю, это обязательно надо сделать, — говорит Сергей Лукин. — Представьте себе молодого хоккеиста, который не знает Валерия Харламова? Нонсенс, не так ли? А у нас такое бывает. Даже у студентов в высших учебных заведениях. Не могут ответить на элементарные вопросы.
— Назовите главное достижение фонда.
— Я думаю, что самой колоссальной инициативой стала организация в Кемерово профессионального конкурса исполнителей на народных инструментах. Конкурс такого уровня в нашей стране только один — всероссийский. Но он проходит раз в пять лет и имеет своеобразную систему проведения. Далеко не все ребята, которые хотят связать жизнь с игрой на народных инструментах, могут туда попасть. Потому что есть серьезный отсев участников.
А я сужу по себе. В юности я много ездил на конкурсы и не всегда в них побеждал, просто не проходил в третий тур. Но у меня, по крайней мере, была возможность приехать, посмотреть, поучиться, вернуться домой и заниматься, заниматься. Потом снова поехать на конкурс и победить. Сейчас этой возможности у ребят нет: если у тебя какой-то грешок в исполнении — тебя не пропустят, профессура не послушает, ты сам не услышишь, как играют старшие товарищи.
Конкурс в Кемерово не только предполагает серьезные награды для победителей, но и гастрольные графики с ведущими оркестрами страны. Это важно для реализации молодых музыкантов. Мы работаем, чтобы у нас были творческие ребята с качественной выучкой.
— Сегодня вы проводите занятия для музыкантов тюменских. Как они вам?
— Хороши! К вам в Тюмень многие музыканты приезжают, работают с молодежью. Но я уже 50 лет играю на домре и поэтому даю советы, которые будут срабатывать и в ближайшее время, и в перспективе.
Домре, балалайке и любому другому инструменту все же свойственно определенное однообразие. Исполнение отличает качество звука, потому что сама музыка — это искусство звука. Музыкант пишет звуками, как художник — красками. Поэтому я всегда объясняю ребятам, что главное — не только выучка, а еще и эмоциональная составляющая. Даже великий Николо Паганини писал разные пьесы: одни, чтобы развить резвость пальцев. А другие — для наполнения сосуда, то есть, души. Народную музыку нельзя играть без души.
— А любую другую?
— А я не буду говорить про другую. Потому что мы должны играть свою музыку. Я много гастролирую и по нашей стране, и на Западе. Когда приезжаю за границу, вижу, что наши симфонические оркестры играют Мусоргского, Чайковского, Шостаковича, Прокофьева. С другим репертуаром их туда не пускают. Почему? А потому что лучше немцев немецкую музыку никто не сыграет. А мы, в свою очередь, интересны только своим лицом, своей музыкой.
— Главное — это национальность, а не исполнительская школа?
— Я так считаю. Исполнять чужую музыку на должном уровне нам менталитет не позволит. Нутро у нас и у иностранцев разное. Поэтому играть испанскую музыку всегда пригласят испанца, а не русского. Может, наш музыкант и играет хорошо, но это здесь, в России, а там… Бывают музыканты, которые блестяще играют зарубежную музыку, но это единицы, которые рождаются раз в сто лет.
— Музыканты воспитываются ведь не только в столице?
— Вообще не в столице. Там они лишь шлифуются. Музыкантов воспитывают здесь, а столица потребляет.
Конечно, учеба в Москве — это конечный виток обучения, там педагоги высочайшего класса. Но, как везде, как в любой профессии, помогать они будут лишь тем, кто пашет, работает, старается сам. Москва берет бриллиант, который вырос здесь, подправляет граночки и отправляет в большой мир.
***
фото: Сергей Лукин и Сережа Храмцов;Татьяна Лешневская, участница мастер-класса.