«Черных лесорубов» вытеснят с рынка
Законодатели объявили бой незаконному обороту древесины.
В декабре 2013 года внесены поправки в Лесной кодекс и кодекс об административных правонарушениях. Они касаются маркировки древесины, ее транспортировки и декларирования сделок с круглыми материалами. А также информационной системы учета заготовленной древесины.
Отныне любой продавец будет обязан вносить информацию о партии древесины в единую государственную автоматизированную систему. Транспортировка без сопроводительных документов не разрешается. А для приобретения партии древесины надо будет подать декларацию в установленном порядке через Интернет или единый портал государственных и муниципальных услуг. В отношении граждан, заготавливающих древесину для собственных нужд, установлен запрет на продажу другому лицу.
Закон будет вводиться поэтапно до 2015 года. Ожидается, что эти изменения помогут решить проблему с нелегальной заготовкой древесины, поспособствуют развитию деловых отношений в лесной отрасли и помогут вытеснить с рынка «черных лесорубов».
Насколько важен этот закон для Тюменской области? Как его воспринимают лесопользователи, а их у нас более 60-и? Комментирует директор областного департамента лесного комплекса Денис Мамонтов:
— Это то, чего мы очень долго ждали в борьбе с незаконным оборотом древесины. Ведь нелегально поставленная на рынок древесина — это недобросовестная конкуренция. Честный арендатор охраняет свой участок леса, проводит противопожарные мероприятия и лесовосстановление — тратит на это свои средства. Исходя из этого формируется себестоимость материала и его цена. И тут вдруг на рынке появляется древесина, которую кто-то нелегально или полулегально купил у населения, или она ворованная, никакой себестоимости у нее нет. Такие продавцы могут занижать цену, что в современных рыночных условиях может привести к убыткам и банкротству других участников рынка.
Важно что? Учет круглого материала, ведение единой информационной базы. Например, сейчас, если к нам везут лес по документам из Свердловской области, у простого инспектора или сотрудника лесной охраны нет возможности проверить, действительно ли он там заготовлен или, может быть, незаконно вырублен у нас, в Тюменской области? А имея такую базу и сверив с ней некий стандартизированный пакет документов, выданный на конкретную партию древесины, любой сотрудник лесной охраны сможет определить легальный характер заготовки. Может быть, такая древесина вообще не заготавливалась, либо была заготовлена и уже поставлена на Тюменский фанерный комбинат, скажем. Значит, это по старым документам пытаются вторую партию провезти. Таким образом, цепочка замкнется, изменения будут внедрены в реальную жизнь.
Говорить, что с внесением поправок в Лесной кодекс кардинально изменится рынок для тюменских заготовителей, будет неправильно, потому что в большей степени это коснется тех, кто работает на экспорт круглой древесины.
До настоящего времени публичного обсуждения закона с тюменскими лесозаготовителями не было. Но они в любом случае относятся к нему положительно. Любой арендатор вам скажет: «Я готов маркировать свою древесину!» Хотя есть некоторая настороженность. Закон налагает ряд обязательств на лесопользователей, они должны будут определенным образом маркировать продукцию, вносить информацию о ней в единую базу. Какие дополнительные затраты они из-за этого понесут, пока непонятно. Регламентов и требований нет.
Есть конкретика в части дубов, буков и другой ценной твердолиственной древесины, применяющейся в мебельной промышленности. Ее будут маркировать поштучно. Но нашего региона это не касается.
Поэтому лесозаготовители ждут дальнейших шагов — подзаконных актов, технических регламентов, которые разработают правительство страны и федеральное агентство лесного хозяйства. Предполагаю, что к лету появится больше конкретики.