X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Когда скорость на пределе

Визг двигателей в полтора кубических сантиметра врезается в сонную воскресную тишину. Так будят окрестности Дома природы, техники, и спорта участники первенства России по автомодельному спорту.

В актовом зале Дома идет подготовка к финальным стартам. Ребята, приехавшие на первенство со всех уголков страны, внимательно осматривают модели аэросаней, которые через несколько мгновений будут кружить по ледовой площадке.

— Это модель называется КМ-4, — рассказывает Евгений Зазуля из Хакасии. — Аэросани использовались во время Великой Отечественной войны для перевозки раненых и доставки боеприпасов. Теперь такую технику редко встретишь в реальных условиях.

Да, на смену столь непривычным для многих машинам пришли суда и вездеходы на воздушной подушке. А действующие экземпляры сегодня если и есть, то только у коллекционеров.

Копию КМ-4 Евгений сделал своими руками — корпус, элементы внутренней отделки, винт. А вот практически игрушечный двигатель проще купить. Но даже с покупными деталями разбираться ребятам приходится самим — это требует навыков, к слову сказать, совсем не детских.

Какой же прок для молодого автомоделиста от такого хобби? Польза есть, уверен Евгений, — это знания в механике и конструкторском деле.

— Я учусь в десятом классе, -говорит он. — Как окончу школу, буду поступать в Краснодарское летное училище. Хочу стать военным летчиком. Нравятся истребители. А все, что узнал, пригодится при поступлении.

Катя Христозова

— Уважаемые судьи, прошу всех занять свои места, — грохочет голос из громкоговорителей. Тот же голос приглашает и спортсменов.

Первыми выходят ребята, участвующие в классе АС-1 — класс моделей с объемом двигателя в полтора кубических сантиметра (они похожи на самолеты без крыльев). Несколько минут на проверку: запуск двигателя, прогрев, настройка оборотов, и можно выходить на старт.

Главный показатель в таких соревнованиях — это скорость, с которой по кругу на ледовой площадке будет двигаться закрепленная тросом модель аэросаней.

— Евгений Кочнев, Тюмень. Результат 202,089 километра в час, — объявляет диктор.

Наш земляк отцепляет модель и идет в актовый зал дожидаться следующего старта.

Евгению 15 лет, из них семь он занимается автомоделированием. В соревнованиях участвует не в первый раз и точно знает, от чего зависит победа.

— Двигатель и его сборка — это определяет скорость аэросаней, — говорит Женя. — Показатель скорости напрямую зависит от объема двигателя. В каждом классе на соревнованиях их два типа: полтора кубических сантиметра и два. Модель, которая сейчас была на старте, досталась мне от старшего товарища, объем двигателя у нее полтора кубических сантиметра. Километров 219-220 — скоростной предел, но чтобы его достичь, надо работать и работать.

Женя Кочнев согласен с Евгением из Хакасии: автомоделирование позволяет узнать инженерное дело. Только вот о самолетах и небе он не грезит, его мечта -автомобили.

— Больше всего, конечно, узнаешь о механике, о двигателях. Так что думаю поступать на механика. Тем более опыт уже есть.

По результатам первенства тюменцы стали третьими в командном зачете, уступив первое и второе места спортсменам из Омска. Самая высокая скорость на соревнованиях составила 241 километр в час.

— В личных зачетах у нас два вторых места, одно третье и одно пятое, — говорит Владимир Кипер, заведующий отделением спортивно-технического творчества Областного центра дополнительного образования детей и молодежи, -достойный результат, учитывая то, что приехали сильнейшие команды со всей России.

Соревнования получились интересными и практически до конца непредсказуемыми: разница в результатах команд составляла несколько метров в час.

Жаль, вот только зрителей было немного. Посмотреть было на что.

***
фото: На старте;Евгений Кочнев.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта