Другая сторона Южном развязки
В конце прошлого года «Мостострой-11» выиграл контракт на завершение транспортной развязки на улице Мельникайте.
О том, как в компании оценивают ход строительства и что еще предстоит сделать, мы говорим с главным инженером «Мостоотряда-36» Андреем Лазаревым.
— Андрей Николаевич, все, что уже сделано, видно. Но что-то всегда остается за кадром. В чем же сложности этой стройки?
— Я бы, для сравнения, начал не с Южной, а с Московского тракта. Там у нас была всего одна серьезная инженерная сеть, мешающая строительству. Газопровод высокого давления попадал под опору. Администрация области и службы Тюменьмежрайгаза пошли нам навстречу, и газопровод был оперативно перенесен. В других городах, мы знаем, получение разрешения на перенос затягивается на многие месяцы.
На новой развязке насыщенность инженерных сетей — исключительная. Такого у нас еще не было. В городе Сочи мы работали, там тоже много сетей, но все понимали, что Олимпиаду никто откладывать не будет и все вопросы по выносу сетей решались оперативно. В Тюмени мы столкнулись с рядом проблем, для решения которых потребовалось участие областного правительства.
В июне прошлого года была смонтирована эстакада по улице Мельникайте, а посредине, вы помните, был провал. Благодаря поддержке правительства мы получили разрешение на переустройство кусочка теплотрассы и перенесли его на 12 метров, чтобы соорудить опору. Если бы не удалось это сделать, движения по эстакаде и сегодня бы не было…
Дальше по проекту нам предстоит возвести надземный пешеходный переход в районе улицы Инженерной, у ТЦ «Порт». Но пока на этом месте стоит опора линии 110 кВ. Никаких подвижек по переносу ЛЭП пока нет, поэтому в нынешнем году мы даже не приступим к строительству перехода. Рассматривается: может быть, отнести его ближе к улице Гнаровской, где сейчас светофор, и пешеходы в основном идут там?
— А почему вы сами переносили теплотрассу? Разве не должно это делать, скажем, «Тепло Тюмени»?
— Сетевики не прокладывают новые теплотрассы, они занимаются содержанием и ремонтом существующих. А для строительства или переноса линий проводят торги, привлекают подрядчиков. И мы тоже обратились к специализированным организациям. Все-таки наша компания — строительная, ориентированы мы, в первую очередь, на монтажные работы. Устройство электроосвещения, линий связи, теплотрасс — все это делали субподрядчики.
— Вы довольны ими?
— С какими-то мы сотрудничали раньше, с какими-то проводим предквалификацию, узнаем, где они работали, какие у них рекомендации. В целом, компании выполнили задачи, которые перед ними ставились. Работаем совместно, а иначе в городе невозможно.
Многие жители видели, как в районе ТЦ «Южный» был разрыт газон, но никто не понимал, что там происходит. А это субподрядчики прокладывали коммуникации по телефонии и электрической части. Кто-то скажет: вот только что закопали, а теперь опять раскапывают… А по технологии нельзя уложить водовод и не закопать его. Потом приходит субподрядчик по устройству электрических сетей или связи и заново все прокапывает. Не всегда линии разных коммуникаций совпадают. Но вы, наверное, обратили внимание, что благоустройство территории мы восстановили.
— Как складываются отношения с жителями района, которые видят раскопы и прочее? Знаю, что были жалобы, связанные со светофором у «Южного», с отсутствием проездов во дворы…
— Могу сказать, что администрация города и области очень лояльно относится к пожеланиям людей, реагирует на них. Есть общественные приемные, в Интернете можно написать и — пожаловаться. Так мы видим, что реакция на нашу работу есть. Правда, иногда она выбивает нас из колеи.
Много было нареканий, что ликвидированы подъезды к магазинам на улице Мельникайте. Но это же транспортная развязка, а не внутридворовый проезд! Ее задача -разгрузить транспортную систему. Если мы через каждые 50 метров сделаем заезд, а через каждые 150 метров — светофор, дорога тут же превратится в сплошную пробку. Можно расширить проезжую часть до 15 полос, но это ничего не даст, только светофор для пешеходов будет гореть не 20 секунд, а три минуты. Так стоит ли расширять дороги до бесконечности? Мы четко понимаем, что нужен переход в районе улицы Инженерной. А пока он отсутствует, сделали временный светофор возле «Южного».
Насчет подъездов и выездов. Если машина выворачивает на дорогу, она набирает скорость в течение, скажем, десяти секунд. Но по дороге-то едут со скоростью 60 километров в час! И эта машина «со двора» искусственно создает препятствие. Потому выездов там не сделано.
Жители сейчас немного поутихли. Потому что проезды во дворы все равно есть. Другое дело, что не всегда они открыты, где-то могут быть заставлены машинами. Но это уже не имеет отношения к строителям транспортной развязки.
Я уверен, что безопасность пешеходов — превыше всего. Ради безопасности мы открыли надземный переход на Ставропольской. Но как отнеслись к этому переходу. Какие-то люди, которых, наверное, и людьми-то сложно назвать, выломали двери, исписали стены. Мы его открыли, а в итоге сами получили жалобы — почему не убираете? По требованию заказчика решено было переход закрыть, пока не определены службы, которые будут его охранять и содержать. Вместо него мы вернули обычный наземный переход: установили знаки, сделали разметку. Но и этого оказалось недостаточно — водители, видя надземный переход, не пропускают пешеходов. По требованию ГИБДД сейчас там дополнительно устроены лежачие полицейские.
Хотелось бы, чтобы жители любили свой город. И понимали: если создается какой-то объект, это не просто так. Я надеюсь, со временем, с увеличением количества подобных развязок культура у людей будет воспитываться.
— А «спасибо» вам говорят?
— Если жалоб становится меньше, для нас это добрый знак: мы понимаем, что теперь люди успокоились, они довольны.
Как относиться к жалобам? Президент, открывая Олимпиаду, сказал, что найдутся недовольные, дескать, зачем деньги тратятся, зачем нужны эти объекты?.. В Интернете некоторые пишут: Тюмень — грязный город. А я думаю, эти люди просто не были в других российских городах. В Тюмень возвращаешься, думаешь, и за границей не везде такие дороги есть.
— Андрей Николаевич, вы — местный?
— Я из города Саратова, в 2001 году попал в Тюмень по распределению. И город мне очень нравится, он развивается, строится. На моих глазах были расширены улицы Профсоюзная, Холодильная, Мельникайте. Оформились правила городской застройки: раньше она была точечной, сейчас уже нет -строятся целые микрорайоны. Я вижу, что у города есть будущее. И прекрасно, что появляются такие объекты, как развязка на Московском тракте, развязка на улице Мельникайте, призванные разгрузить город.
На том же Московском тракте были жалобы, причем от жителей одного дома, что развязка не нужна. Сейчас, я думаю, причин жаловаться нет. Даже домой попасть людям стало проще. Шум отсечен экранами. В прошлом году мы высадили там порядка 700 деревьев и 13 тысяч кустарников. Деревья примутся, через год там уже будет парк. Пожалуйста, приходите, отдыхайте. Сделана система тоннелей, можно пройти в микрорайон «Ямальский». А со строительством ледовой арены, район станет уже не окраиной, какой он был всего два года назад, а полноценной частью города. Тюмень развивается. И транспортные узлы ей жизненно необходимы.
P.S. На Южной развязке компании «Мостострой-11» предстоит завершить строительство новой теплотрассы: в течение весны устроят железобетонный канал и проложат трубы; к 15 июня планируется произвести переключение и затем демонтировать старую ветку теплотрассы, которая проходит по четной стороне улицы Мельникайте. Потом приступят к расширению этого участка дороги.
На весну запланировали ремонтные работы в надземном переходе. Летом его откроют вновь.
Кроме того, в июне планируют уложить капитальное асфальтобетонное покрытие напротив магазина «Леруа Мерлен» — там сейчас плиты.
Продолжается строительство подземного перехода напротив «Ленты», к осени планируют завершить его отделку.
***
фото: Андрей Лазарев;Южная развязка год назад.