Нет живописи без эксперимент
Работы реставратора Людмилы Никольской уехали на выставку в Нижнетавдинский историко-краеведческий центр. Правда, это не отреставрированные ею картины, а авторские.
Рисование у нее в крови — в 1870 году ее предки расписывали стены Благовещенского храма. До того как стать реставратором, Людмила Петровна работала учителем черчения и художником-оформителем на моторном заводе. Теперь работу в музее ИЗО она совмещает со свободным творчеством -пишет пейзажи, натюрморты и портреты.
Она рассказывает, что в 1967 году училась на экспериментальном курсе научно-реставрационного центра имени Грабаря в Москве.
— В основном студенты центра выбирали узкую специализацию. Но на этом курсе педагоги помогали нам осваивать навыки живописи и декоративно-прикладного искусства, — рассказывает художница. — Принимали туда только тех, кто умеет рисовать, а я с детства люблю живопись…
Новая картина с изображением пионов почти закончена, только автор решил кое-что изменить: дорисовать листья и сделать поверхность вазы на полотне ребристой. Художница любит засиживаться в мастерской допоздна: когда основная работа выполнена, хочется писать и для себя. Тем более, когда поводы для вдохновения — рядом.
— Садоводы приносят нам большие букеты цветов. Ими невозможно не вдохновиться! Как-то приносили подснежники, они чуть не завяли, но мы успели их запечатлеть. Так я и с пионами поступила. Красивый букет теперь останется на полотне. Люблю яркие, насыщенные цвета!
Людмила Петровна рассказывает, что в рисовании часто поддается порыву и пишет картины в очень короткие сроки. Например, за вечер можно сделать небольшой набросок. Мне такой творческий метод напоминает живопись импрессионистов, и картины у Людмилы Никольской получаются очень живые, чувственные. А вот в реставрационной работе она не терпит спешки, говорит, что главные качества реставратора — это терпение и усидчивость.
— Со своими картинами я могу делать все, что хочу. Там у меня говорит душа. А в других работах я не имею права что-то менять по собственному желанию. Сначала нужно провести анализ, затем не спеша работать с материалами. В работе реставратора все очень точно — консистенция клея, например.
Кстати, в работе используется рыбный клей из плавников и плавательных пузырей осетровых. Клейкая масса удобна в использовании. Например, можно легко удалить ее остатки, на картине не останется следов. Но если клей развести неправильно, то можно испортить всю работу.
В реставрационную мастерскую поступила икона с изображением апостола Матфея. По центру ее -большая трещина, в некоторых местах появились вздутия. Людмила Петровна покрывает поверхность иконы слоем папиросной бумаги с клеем. Затем выравнивает ее тепловым утюгом. Краска больше не осыплется.
Вздутия можно ликвидировать и другим способом. Например, шприцом ввести в образовавшийся пузырь клей, смешанный со спиртом. Спирт поможет вязкому клею заполнить все пустоты, а после испарится.
Если утеряны целые фрагменты картины, нужно применить грунт. Он наносится тонкими слоями, а позже мастера продолжат рисунок с одобрения реставрационного совета.
Параллельно с основной работой Людмила Петровна готовится к весенней ярмарке в выставочном зале. Специально осваивает новую технику. Однажды в журнале она увидела фотографию телеведущего Андрея Малахова в кабинете, где висела интересная картина с рельефным изображением — художница заинтересовалась, как это нарисовано. И догадалась, что рельеф создан с помощью грунта. Она тут же опробовала догадку. Людмила Никольская охотно идет на многие эксперименты. Нужно только немного вдохновения.
***
фото: Людмила Никольская;Картины для ярмарки;Реставрация продолжается.