X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

История все расставит по местам

Деревянный дорожный столб с указателем «Баграм», фотографии советских солдат, предметы их формы и боевого снаряжения… Необычный антураж для холла в областной Думе.

Вчера там расположилась выставка к 25-летию вывода советских войск из Афганистана. А в малом зале собрались за «круглым столом» ветераны-афганцы, историки, журналисты, учителя, руководители центров по военно-патриотическому воспитанию.

«Афганистан — школа мужества», так звучала тема «круглого стола». Этим названием организаторы будто изначально хотели избежать острых углов, поговорить о чем-то более-менее понятном и неоспоримом — о патриотическом воспитании молодежи.

Но избежать вопросов не удалось. Так или иначе, их ставили сами участники собрания. Люди, которых в 1979 году страна призвала выполнить «интернациональный долг».

Одни, как Григорий Григорьев, председатель областного союза десантников, считают, что находились там, где должны были, и делали то, что должно.

По мнению Григория Григорьевича, было несколько причин, чтобы наши войска вошли в Афганистан. Это и поддержка просоветского правительства страны, и необходимость сдержать распространение исламских оппозиционеров, и опасность наркотрафика, который мог хлынуть в Советский Союз. Судя по настроению в зале, большинство с ним согласилось.

Однако звучали и более сдержанные мнения.

— Долг или нет — не знаю. Не знаю, были ли мы кому-то что-то должны, — высказался руководитель регионального отделения «Боевого братства» Валентин Глушко. -Прошло 25 лет с тех событий. Много это или мало? Самым молодым из нас — 47 лет. Тем, кто заходили в Афганистан одними из первых, -57. Осуждать, делать выводы, наверное, не стоит. Это сделает история. Но хотелось бы, чтобы современные школьники хоть что-то знали о тех событиях. Ведь там было все, как на любой другой войне. Были герои и трусы, отвага и предательство. Хочется, чтобы молодые поколения учились на нашем опыте, на наших ошибках.

Молодые поколения встречаются с ветеранами-афганцами, пишут исследовательские работы. На выставке в областной Думе эти работы представила Валентина Гаврилова, руководитель сообщества школьных музеев. Для нее Афганистан — это еще и личная история.

Катя Христозова

— Один из моих учеников — Саша Гребнев воевал там. Его мама одна воспитывала четверых детей. Саша ей помогал, работал, поэтому в армию пошел только в 25 лет. И попал на войну. Он был химиком-разведчиком, подорвался в горах во время одного из боевых выходов 18 марта 1982 года.

Сохранились его письма сестре Ольге. Саша писал в них, что все хорошо. Когда есть свободное время, слушает музыку, ходит на рынок. Спрашивает, получила ли сестра посланные им открытки и просит передать маме, чтобы не волновалась. Беспокоится о том, что отвыкнет от российских холодов. Мол, ребята, которые ездили домой в отпуск, рассказывают, что при «минус шести» у них начинают мерзнуть уши.

— Как им там жилось на самом деле? Нет ответа в этих письмах, — вздыхает Валентина Гаврилова.

… На днях в новостных лентах появилась новость, что Российский союз ветеранов Афганистана намерен обратиться к верховному главнокомандующему с рекомендацией о пересмотре политической оценки ввода советских войск в Афганистан.

По мнению ветеранов, политически и юридически несостоятельная оценка афганской войны не пересмотрена до сегодняшнего дня. В итоге это привело к половинчатым решениям по многим вопросам, связанным с воинами-афганцами.

В последнее время вообще стало модно подвергать критике, сомнению, переосмыслению исторические факты.

Может, прав Валентин Глушко, когда говорит, что история и время все расставят по своим местам?

***
фото: Участники «круглого стола»;Выставка, посвященная 25-летию вывода советских войск из Афганистана.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта