Охота за жемчужинами знаний
Продолжается городской конкурс на лучшего школьного учителя. Вчера в 66-й школе педагоги проводили открытые уроки.
Ольга Петрова, учитель начальных классов из 16-й гимназии, знакомила учеников 2-го класса с рассказом Льва Толстого «Акула». По мнению Ольги Александровны, благодаря игровым приемам дети учатся анализировать и пересказывать текст, работать в команде, правильно излагать свои мысли. И развивается интерес к чтению.
— Для меня большое значение имели первичные ощущения детей от прочитанного, — рассказала она после урока членам жюри. — Вместе мы говорили о чувствах, которые они испытали. Дети пробовали их выразить в словах. Важно создать доверительную творческую атмосферу, чтобы каждый ребенок не боялся делиться своим мнением с другими…
Во время урока Ольга Петрова постаралась увлечь учеников материалом и удержать их внимание. Она предложила детям, чтобы они представили себя отдыхающими на море.
Вместе с учительницей дети жестами показывали — как они пришли на пляж, как готовятся искупаться, как плавают. А когда усвоили цели урока и немного отдохнули во время игры, Ольга Александровна включила в записи музыку, шум прибоя и приступила к чтению.
Прослушав только часть рассказа, второклассники уже были готовы поделиться предположениями о развязке рассказа: «Артиллерист спасет детей, к которым подплывала акула!» Школьники оказались правы, артиллерист собственноручно расправился с акулой и всех спас. А потом дети пытались представить себя на месте артиллериста, смогли бы они поступить так же? Они разрешили этот серьезный вопрос: тоже расправились бы с акулой!
С этого вопроса у учеников начались более ответственные задания. Ольга Александровна предложила им представить себя на месте взрослых. Второклассники примерили на себя разные социальные роли, чтобы извлечь полезный опыт из прочитанного и освоить разные текстовые жанры.
Петрова поделила их на группы — репортеров, интервьюеров и родителей. Хотя школьники просто вставляли слова в текст, исходя из прочитанного в рассказе, но все же получили представление о репортаже и интервью: составляли вопросы для артиллериста и описывали событие, как будущие журналисты.
Сконцентрироваться на материале детям помогали разные детали, которые использовала учительница. Например, чтобы школьники охотнее разбились на группы, она раздала им цветные галстуки — ученики с готовностью помогали друг другу завязывать их. А в конце урока Ольга Петрова подарила каждому по сувениру в виде жемчужины, подчеркнув уникальность приобретенных ими знаний.
На обсуждении у членов жюри возникли вопросы.
— Как вы думаете, хватило ли детям времени осознать чувства, которые вызвал рассказ? — спросила профессор академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований ТюмГУ Альфия Закирова.
— Я осталась довольна результатом, — ответила Ольга Петрова.
— Конечно, в моем уроке есть недочеты, но основные цели мы вместе с учениками выполнили. Система обучения, предложенная советским психологом Леонидом Занковым, в очередной раз доказала свою эффективность. Концепцию своего урока я разрабатывала на ее основе.
… Открытые уроки — это не единственное испытание для участников конкурса «Учитель года». Все выступающие педагоги прошли заочный этап: написали эссе на тему: «Моя педагогическая философия», предоставили конспекты уроков, описали свою образовательную и внеклассную деятельность. После открытых уроков учителя проведут родительские собрания и классные часы. Финал конкурса состоится 15 февраля.
***
фото: Ольга Петрова призывает учеников к беседе;Вова Киреев и Илья Чикишев;Команда репортеров.