X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Без машины и без денег

Штрафстоянка тюменской таможни в этом году пополнилась автомобилями с иностранными номерами.

Несколько дней назад на штрафстоянке оказался и легковой автомобиль тюменца Олега Иванова. По его словам, такого развития событий он совсем не ожидал. Четыре месяца спокойно ездил на своем «лексусе» по Тюмени, выезжал и за черту города, проезжал посты ДПС, документы у него проверяли не единожды, но каждый раз отпускали. Все изменилось 30 января.

Олег остановился на предупредительный жезл инспектора ГИБДД, предъявил по требованию документы на машину. Далее события развивались молниеносно. Инспектор связался с таможенными службами, и уже через десять минут на месте был специалист тюменской таможни…

Олегу сообщили, что машина с номерными знаками Великобритании оказалась нерастаможенной — он как гражданин России не имеет права управлять данным автомобилем. Недействительными признали также ПТС и генеральную доверенность, переведенную с английского языка на русский. Автомобиль отправили на штраф-стоянку.

С этого дня иномарка Олегу уже не принадлежала. Впрочем, фактически, она была не его, чужая с самого начала, с момента ее покупки через интернет-сайт. Не только по праву собственности, но и по государственной принадлежности. И с такой ситуацией в этом году столкнулся не только Олег. Ряды таких «пострадавших» от любви к иностранным машинам в этом году в Тюмени значительно увеличились, особенно после того как ГИБДД и тюменская таможня стали работать в единой связке.

Автомобили с иностранными (транзитными) номерами давно никого не удивляют. Хотя в Тюмени таких иномарок пока не так много, как, например, в Москве или Санкт-Петербурге. Обычно такие машины покупают в Интернете по цене намного ниже их рыночной стоимости. Будущему владельцу продавцы обещают «чистые» документы, хорошее состояние авто и доставку его на дом. Посредник перегоняет машину в Тюмень, получает от покупателя деньги, вручает ему документы и отбывает восвояси. Желанная покупка, вроде бы, состоялась. Остается одно но — на территории Таможенного союза такая схема покупки технического средства является незаконной. В результате те, кто хотел сэкономить, остаются и без денег, и без автомашины. Хорошо, если удастся избежать уголовной ответственности. Но штраф заплатить придется.

Что с самого начала должно насторожить покупателя при выборе ненового иностранного автомобиля? По словам Александра Решетникова, начальника отдела административных расследований Тюменской таможни, первое, что может заставить усомниться в такой сделке — иностранные номера и ПТС, выписанный не на русском языке.

Чтобы не попасть впросак, следовать надо простому правилу: российские граждане пользоваться такими авто не могут. Никакая доверенность здесь не поможет. За рулем автомобиля с иностранными номерами может быть только гражданин другого государства, хотя и его права по передвижению на нерастаможенном автомобиле ограничены двумя условиями: управлять им в России разрешено не больше года и нельзя, даже временно, передоверять это право российским гражданам. Исключение из этого правила составляют только страны Таможенного союза — Белоруссия и Казахстан.

Олег, в принципе, эти законы знал. Но юридические нормы, считал он, — одно, а практика — другое.

— Сосед мой на автомобиле с эстонскими номерами ездил год, он его из Москвы пригнал, через всю Россию проехал, через все посты, никто никаких претензий ему не предъявлял, — говорит он. — И таких автомобилистов в городе не единицы, десятки. Очень заманчиво купить хороший иностранный автомобиль по цене «бэушного» российского. Когда я выбирал свой автомобиль на сайте, сразу интересовался: «Какие у меня будут документы?» Мне ответили, что будет и ПТС, и генеральная доверенность. Но когда я взял их, сразу понял: все не так. По бумагам получалось, будто я сам купил автомобиль за границей. Конечно, это насторожило, но тут я снова вспомнил про соседа: он же ездил и без проблем.

Можно ли все-таки как-то исправить ситуацию, когда нерастаможенное авто уже куплено? Решения есть, но автолюбителей они вряд ли порадуют. Прежде всего, придется уплатить таможенные пошлины. Их сумма определяется в зависимости от объема двигателя машины. В случае с «лексусом», который купил Олег, пошлины могут составить около 500 тысяч рублей. Но и это не решит всех проблем, ведь оригинал паспорта транспортного средства написан на английском языке. А ПТС на русском никто не выдаст, потому что иномарки возрастом старше пяти лет не отвечают стандарту Евро-5. То есть ездить на таком авто легально в любом случае — невозможно. Можно, конечно, поставить его в гараж, сдувать пылинки или разобрать на запчасти.

Так может ли тюменец купить автомобиль за границей? Может. Но процедура эта достаточно сложная и недешевая. Что и в каком порядке делать — лучше предварительно проконсультироваться в правовом отделе тюменской таможни.

— Знал бы я, что все так будет, не гнался бы за дешевизной, -говорит Олег. — Теперь в результате езжу на автобусе.

Печальна и судьба конфискованных автомобилей, стоящих сейчас, как и «лексус» Олега, на штраф-стоянке. Прежних владельцев они не увидят, да и новые у них появятся вряд ли.

***
фото: Олег Иванов и Александр Решетников возле задержанного автомобиля.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта