Что наша жизнь? Эстафетная гонка на годы!
В биатлонных гонках не бывает эстафетных палочек: домчался до финиша своего этапа (неважно, первого, второго или третьего), благословил товарища по команде в дорогу — и переводи дух, болей за своих, надейся на победу.
Можно попробовать спроецировать образ эстафеты на всю нашу жизнь — с той существенной разницей, что все условные этапы мы проходим сами. И все житейские победы и поражения зависят, по большому счету, от нас самих.
Гонка стремительна, взрывна, непредсказуема. Гонка — преходяща. Миновал линию финиша, увидел лица друзей — веселые или грустные, в зависимости от результата, от цифр на табло… И жди следующей. Таковы судьба спортсмена, калейдоскоп его дней, где существуют неизбежные повторы (тысячи повторов!), но где никогда не будет монотонной череды будней.
Но жизнь в большом спорте -коротка, ограничена, иногда даже слишком (когда вмешиваются серьезные травмы). И надо спешить, как в финишном створе, когда в затылок дышит догоняющий соперник.
Верю, что мой сегодняшний герой — Евгений Александрович Гараничев — не достиг еще даже середины своей символической эстафетной дистанции.
А самым важным был этап первый — когда восьмилетний мальчишка из рабочей семьи был приведен отцом в ту лыжную секцию, где уже занимался его старший брат. Лыжная и еще хоккейная -других в поселке Новоильинский тогда еще Пермской области (а ныне края) попросту не было. Берите, что есть. И Женя взял лыжи и палки. А клюшку — не взял.
«Так решили с женой, чтобы на меньше на улице болтался, — вспоминал отец Евгения. — В детстве он болел, но доктора сказали, что лыжный спорт пойдет ему на пользу. Ростом Женя был небольшой и, если б не спорт, маленьким и остался бы.
По жизни он покладистый, но, что касается достижений, упертый, настырный. Когда что-то не получается, переживает и потом все равно своего добивается…»
ДОЛГАЯ ДОРОГА В СНЕГАХ И… НА ВЕЛОСИПЕДЕ
И вот Евгений дебютирует на юниорском чемпионате мира и завоевывает медали. Сейчас сложно и даже, наверное, невозможно восстановить, что произошло с ним за добрый десяток лет (а это серьезная часть жизни любого человека). Очевидно одно: Гараничев-старший угадал, куда привести своего сына. Ибо в Гараничеве-младшем открылся недюжинный талант.
Мальчик подрос, превратился в юношу — настойчивого, целеустремленного, понимающего, что у него получается и что он может добиться многого. А родители уже не вспоминали, что воспринимали лыжную секцию просто как средство от болезней и возможность закалки сына.
Пополняя свое журналистское досье, я обнаружил такой прелюбопытный факт: в десятом классе за спортивные успехи ему подарили… велосипед. Не такая уж малость в те не слишком богатые времена. Двухколесная машина не просто помогала Жене лучше тренироваться летом, наматывая, теперь уже без лыжных ботинок, новые сотни километров. Но и давала возможность. ощущать себя новым человеком. Востребованным и обласканным самой первой спортивной славой. Велосипед тоже может быть стимулом!
ЭТАП N 2: НА РАСПУТЬЕ
Евгений Гараничев все-таки не решил продолжить свою профессиональную карьеру в лыжном спорте — и перешел в биатлон. А посоветовал ему это еще один уроженец славного поселка Новоильинский, олимпийский чемпион Владимир Аликин (которого мне довелось видеть на лыжне и стрельбище еще в советские времена).
Они обратили свой взор к Тюмени, где спорт стреляющих лыжников взращивают старательно и терпеливо, с перспективой на долгие годы, с уважением и заботой о людях биатлона.
И если использовать знаменитое слово «судьбоносный», то — да, это было судьбоносное решение. Иначе Сочи-2014 не увидел бы олимпийца Гараничева. Был бы кто-то другой, а не он.
Так что распутье у «витязя с винтовкой и лыжами» было недолгим. В 2008-м он очутился в нашем городе и стал одним из подопечных тренера Максима Кугаевского.
Победы не могли посыпаться, как кубики с детской полки. Линия взлета выстраивалась заново, но база была заложена, и дар неутомимого бегуна по лыжне никуда не делся. А стрельбу Евгений осваивал прилежно — иначе в 2010-м на чемпионате России в Увате не стал бы бронзовым призером в масс-старте. Это была новая точка отсчета. Уверенность прибавлялась не по дням, а по часам.
Гараничев решительно постучался в биатлонную сборную России. И вот новая веха на его непрерывном пути — дебют на этапе Кубка мира в 2011-м. Он стал участником, но еще не победителем самых престижных состязаний, что смотрит весь мир.
В том же году студент Гараничев впервые выходит на старт Всемирной Универсиады — и, словно хороший певец, сразу выдает «тройной альбом» (бронзовые медали в спринте и гонке преследования, серебряная — в смешанной эстафете).
Подняться на подиум Кубка мира — это удовольствие, доступное немногим. И вот он уже среди призеров. Разбуди его ночью и спроси — что хорошего произошло с тобой, Женя, 5 января 2012 года? А он, чуть удивившись ночному вопросу, ответит, вероятно, немедленно и четко: «Я впервые занял второе место на этапе Кубка мира. Это было в Оберхофе. И это была эстафета».
А 2 февраля того же необыкновенного года Евгений Гараничев впервые победил на этапе КМ — в спринтерской гонке. И, конечно, крепко запомнил это счастливое, везучее местечко — знаменитый норвежский Холменколлен. Ведь именно здесь он обогнал Эмиля Хегле Свендсена! Королей биатлона тоже порой сбрасывают с трона. И это называется не революция, а приход во власть новых людей.
ВОЛШЕБСТВО НОМЕРА 100
На любой биатлонной трассе есть некая точка «Х» — самая трудная и коварная. Это может быть и затяжной подъем на последнем отрезке, и головокружительный спуск, да еще с виражами. Или просто непредвиденная, даже форс-мажорная ситуация.
А если еще от этой гонки зависит твой олимпийский пропуск?
На январском этапе Кубка мира в Рупольдинге (год, разумеется, уже 2014-й) тренеры поставили Гараничева последним из наших стартующих. Ему выпал крайне неудобный номер 100. «Нолики» здесь вряд ли радуют (это вам не премиальная ведомость). Между ними, нолями, читается, что все фавориты уже миновали линию финиша, а лыжня, если и не стала битой-перебитой, но основательно взрыхлена.
Но, похоже, Евгений сразу выкинул из головы все неблагоприятные обстоятельства или просто их возможность. Пусти его последним — все равно бы помчался с надеждой на первое место!
Впрочем, сотая стартовая позиция была еще цветочками. Ягодки не замедлили себя ждать. У него ломают одну из двух палок, замена произведена, но потеряны драгоценные секунды. Он чуть выбит из колеи и не слишком уверенно стреляет на первом рубеже. И что, это все? До свиданья, олимпийская мечта?
Ничуть не бывало! Он словно увидел расстроенные лица родных и близких, всех, кого он мог огорчить, не говоря уже о себе самом. И рванул, как в последний раз -как на призовом велосипеде через родной поселок! И сохранял при этом абсолютное самообладание -потому что больше ни разу не промахнулся на огневых рубежах.
Итоговое место в начале второй десятки — и вроде бы не близко к пьедесталу, и, в то же время, достойный результат, если вспомнить все перипетии гонки в исполнении «сотого».
Но самым важным было то, что Гараничев отвоевал очень важный кусочек плацдарма для гонки преследования, которая была на следующий день. Вероятно, многие из конкурентов не воспринимали его всерьез (мало ли кто бежит позади тебя). А вот он был исключительно серьезен, трезво расценивая этот шанс, как, возможно, последний.
Нужные слова нашел перед этой наиважнейшей гонкой тренер Гараничева Максим Кугаевский.
«… Я сказал ему, что он уже герой. Получив сотый стартовый номер в индивидуальной гонке, он сумел занять 11-е место. Добиться такого очень непросто. В гонке преследования же Гараничев совершил еще один подвиг. Идя бок о бок с титулованными и опытными спортсменами, он всякий раз находил аргументы, чтобы оставаться в числе претендентов на медали».
Звезды сошлись, и все получилось! Сам Свендсен едва уберегся от яростного преследователя из Тюмени — с трудом сохранил первое место, хоть и стрелял безупречно. Запал неистовой погони все-таки сказался разочек — Женя допустил один промах, который не позволил ему догнать фаворита из Норвегии. Но такая бронза лучше иного золота. Еще и потому, что она открыла 25-летнему биатлонисту дорогу на Белую Олимпиаду.
А 26 ему исполнится там, в Сочи, всего через несколько дней — 13 февраля. Жена Людмила и друзья-товарищи по сборной готовят подарки? Несомненно! Хотя важнее то, что он сам себе подарит. Вы поняли мой намек?
ПРОФЕССОР ПРИЕДЕТ К СТУДЕНТУ
А еще Евгений — студент четвертого курса института физкультуры Тюменского госуниверситета. И нынче летом должен получить диплом бакалавра физической культуры. После чего будет еще два года учиться в магистратуре, уточнил для меня директор инфизкульта, профессор Валентин Зуев.
Профессор летит к студенту и увидит его в ближайшие дни (разумеется, и второго Евгения тоже — Белова, также олимпийца, но в лыжных гонках, и тоже студента).
Прямо у лыжни будет болеть за своего сына Антона, за Евгения Гараничева и других наших парней Ольга Шипулина. Я не отказал себе в удовольствии позвонить Ольге Абдушаевне и первым делом спросил: а вы уже в Сочи? Еще нет, но скоро буду там, вместе с мужем и дочерью Анной (она — двойняшка Антона), — ответила моя добрая знакомая.
Конечно, Женя, бывая на сборах, не однажды приходил в гости в дом Шипулиных. «Всегда стараюсь угостить их повкуснее. Хотя шашлык после баньки они всегда жарят сами, не доверяют никому. У Жени — сильный, истинно мужской характер, завидная целеустремленность. Рада за него — он так хотел выступить на этой Олимпиаде. И сделал для этого все!»
… И хоть я никогда не бывал в поселке Новоильинском (где, по моим сведениям, живет несколько тысяч человек), но мысленно вижу, как припадут к экранам земляки Гараничева, и прежде всего мальчишки. И, может статься, кто-то восьмилетний и чем-то еще похожий на юного Женю, пришел нынче в лыжную секцию. Не исключено, что этот славный паренек чуть-чуть знаком со своим кумиром — потому что тот, вместе с Владимиром Аликиным, навещает малую родину.
Многое повторяется в нескончаемой эстафете бытия, и все когда-нибудь происходит впервые. Сейчас для моего героя настали неповторимые дни — счастливые, но и трудные как никогда. Дерзай, добеги до горизонта, исполни еще одну свою мечту!
… А самое последнее — из магии цифр. Придя вчера в институт физкультуры к директору Зуеву, я снял у гардероба свою куртку и получил взамен номерок. Там было вытиснуто — «100». И я ощутил трепет своего сердца, как будто сам стою на стартовой линии.
***
фото: Евгений Гараничев.