X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Краски на все случаи жизни

Два года назад педагог младших классов Надежда Щетникова познакомилась с Верой Быковой, народным мастером Союза художников России. И стала приезжать к ней из Ялуторовска в Тюмень, в частный дом на улице Камышинской, где Вера Быкова дает уроки урало-сибирской росписи. Надежда восхищенно рассказывает о своей учительнице:

— Мне кажется, Вера Ивановна умеет все! Только кисть в руки — и преображается любая старая вещь. Палантин, обои, мебель, домашняя утварь — все можно расписать.

На первый взгляд, в доме у Веры Быковой небольшой беспорядок. Приглядевшись, конечно, понимаешь, что на самом деле — это такой особенный уклад жизни. Что ни приспособление — то диковинка, скрывающая очередную тайну. Например, чай из кипрея — старинная традиция. В доме у Быковой только такой и пьют. Хозяйка считает, что от него все становятся бодры и веселы духом.

— В старые привычки уже никто не верит, а они ведь меня только и спасают. Сколько себя помню, живу в этом доме — маленькое родовое поместье. Менять уклад жизни не приходилось. Да мне и здесь хорошо. Коза есть, каждый день молоко парное пьем. Весной вот в саду начну работать — будут свежие овощи. В такой деревенской жизни и вижу смысл.

Вера Ивановна не только чтит традиции, но еще и самостоятельно восстанавливает и развивает их. Живописью она увлекалась с детства, при этом не обучаясь даже азам рисунка. Только в юности у начинающей художницы появился наставник — Ольга Соколова. Они вместе отправились в Нижний Тагил, чтобы учиться народной росписи у лучших мастериц на заводе эмалированной посуды. В цехе по декорированию посуды трудилось около сотни мастериц, владевших основами нижнетагильской росписи. Тогда все жизненные поиски Веры Ивановны свелись к новому делу, позднее ставшему профессией.

Потом был еще один учитель -Василий Бородулин, руководитель научно-исследовательского института художественной промышленности. Вместе с ним Вера Быкова изучала кемеровскую и тюменскую роспись в музее-заповеднике деревянного зодчества и народного искусства села Нижняя Синячиха. Тогда и появились их первые книги и учебные пособия о большом направлении народного искусства — урало-сибирской росписи.

Галя Безбородова

… Мастерская художницы располагается в отдельной комнате, сюда и приходят ученики. Техника росписи на первый взгляд проста: используется плоская кисть (в нижнетагильской росписи у нее еще есть «носок» и «пятка», как выражаются мастера, то есть кисть заострена для выполнения отдельных мелких элементов) и два цвета. Таким образом, предположим, цветок, приобретает объемную форму сразу — из разных оттенков получается готовый рисунок. Но только все сделать правильно не так уж легко!

Надежда Щетникова, уже имея практику рисования, все равно тренируется писать на стекле разные элементы. А вот прихожанка Ильинского женского монастыря Валентина Пантюхина пишет настоящую картину.

— Под руководством Веры Ивановны я уже сделала не одну картину. Дарю своим близким. Моя дочь до сих пор не верит, что подаренные ей картины я написала сама, — удивляется Пантюхина.

— Главное — разделить работу на несколько маленьких задач: сегодня рисуем вазу, завтра — фон, -поддерживает Валентину художница. — Я своими учениками очень горжусь! Сама иногда удивляюсь их умениям. А действую просто. Даю кисти и говорю: «Начни что-нибудь делать, и все получится!»

Картина с подсолнухами начинает оживать: лепесткам Валентина добавляет светлые оттенки желтого и коричневой краской проводит тонкие линии. Подсолнухи выглядят, как настоящие. Но, оказывается, работы еще предстоит много.

— Техника росписи передается от человека к человеку, — рассказывает Вера Ивановна. — Ко мне на занятия в академию культуры, искусств и социальных технологий, в дом творчества «Родник» приходили многие, так что с уверенностью могу сказать, что этот вид искусства не пропадет.

Удивительно, что в наше время роспись становится популярной. К примеру, кемеровская. Она возрождалась искусственным путем: ученики института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина воссоздали многие элементы уже в современном, приближенном к академической живописи варианте. Поэтому кемеровская роспись тяготеет к природным натуральным формам.

А вот тюменская роспись очень проста по сравнению с другими. Однако мастера не зря называют ее мудрой: почти каждый элемент — это культурный символ, оберег. Например, на ветке сидят две птицы. Вера Ивановна объясняет, что в сознании жителей деревни — это не просто картинка. У нее есть свое конкретное значение: жених признается в любви невесте, ведь если присмотреться, птицы очень разные. Та, что более красочная, очевидно — кавалер, раскрыла клюв. Пение обозначается маленькими капельками. Может, с первого взгляда это не совсем понятно, но с учебным пособием Веры Ивановны все становиться яснее.

Галя Безбородова

Еще один не менее важный символ, чаще встречающийся в нижнетагильской росписи, — рябина. Вера Ивановна признается, что до сих пор по традиции, которую соблюдала ее бабушка, кладет под окно ветку рябины. Она, согласно древним поверьям, защищает дом от несчастий.

Для Веры Ивановны важно поддерживать связь с древнерусской культурой и в то же время адаптировать роспись для современного горожанина. В старину расписывали все: фасад дома, стены комнаты, двери, посуду. Еще и оформляли все в едином стиле. Многие тюменцы и теперь хотят видеть у себя в домах знакомые по сказкам и музеям узоры. Из-за поступающих заказов Вера Ивановна не успевает закончить оформление собственного дома. Мечтает заполнить пустующие в некоторых комнатах стены картинами. А в мастерской — все стены в декоративных подносах, выполненных в разной технике, и родовой сундук с тюменской росписью.

— В Нижнем Тагиле на фабрике промышленника Демидова расписывали подносы для ресторанов и гостиниц, это тогда было модно, -рассказывает художница. — Вот они и сохранились до наших дней. Роспись ведь универсальна, может использоваться для всего. Мне приходилось делать даже копии известных картин.

Кстати, копия «Поцелуя» Густава Климта была одним из самых сложных заказов для Веры Быковой. Мало того, что картина не имеет четких контуров, она еще и выполнена из множества мазков, похожих на геометрические фигуры. Вере Ивановне все же удалось ее воспроизвести.

— Я даже поняла, почему Густава Климта многие считали странным. Просто представила себя на его месте — сложно выполнить такую работу! Говорят, он в конце жизни сошел с ума, — посмеивается художница.

Она-то со своим универсальным умением как раз может стойко существовать в мире живописи. Глядя на ее дом, который за многие годы и сам превратился в большую мастерскую, уже не понимаешь, с чего все-таки начинается живопись? Наверное, действительно стоит взять в руки кисть и сделать первый мазок, тогда и эта тайна будет раскрыта.

***
фото: Вера Быкова и Валентина Пантюхина работают над картиной с подсолнухами;Знаменитые подносы, выполненные в традиции купцов Демидовых;Вера Ивановна показывает палантин, расписанный вручную.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта