Сочиняйте, вам зачтется
Самой доступной библиотекой для тех, кому от 7 до 17 лет, является школьная. Она всегда в шаговой доступности. Только посещают ли ее дети?
В школе N 29 двери в школьную библиотеку на переменках не закрываются. Только ученики заходят сюда не тихим, размеренным шагом, как подобало бы переступать порог мира книги, а врываются почти бегом — за 15-20 минут между уроками надо успеть одни книги сдать, другие — взять, о третьих спросить. Без спешки, не суетясь, полистать книги у стеллажей у школьников получается редко. Только если вдруг в расписании неожиданно образовалось «окно», и в класс спешить не надо. Тогда в запасе есть минут 40, чтобы постоять у полок.
Художественной литературы в фондах школьной библиотеки не так много. В основном, это произведения, которые входят в обязательный список школьной программы. Издания эти, как правило, не новые и послужили уже не одному поколению школьников. Новенькие, только из типографии экземпляры, — редкость. На пополнение фондов художественной литературой бюджетного финансирования почти не выделяется. Школы сами заботятся о комплектации своих библиотек, перечисляя часть денег из школьного фонда. Но чаще всего эти средства идут на первоочередные нужды — на покупку недостающих учебных пособий.
В таком «экстренном» режиме работает большинство школьных библиотек. После того, как финансироваться они стали по остаточному принципу, библиотека при школе стала выполнять не просветительскую, а, скорее, потребительскую функцию как пункт приема и выдачи учебников или литературы по списку. Дети чаще забегали сюда не для того, чтобы «насытиться» литературой, а чтобы перехватить чего-нибудь на бегу — как в «Макдональдс» за гамбургером.
Направить ситуацию в другое русло можно было, только изменив подходы к библиотечной работе. Новое из серии хорошо забытого старого и решила ввести в школьной библиотеке Ирина Воронцова. И создала детский Совет библиотеки. Эффективность такой формы сотрудничества она проверила еще на предыдущем месте работы — в детском доме «Содружество». Там с детьми они создавали библиотеку почти с нуля — из книжных развалов, разрозненных экземпляров, отсутствующей картотеки. Найти нужную литературу в таком хаосе было невозможно. Почти три года ушло на то, чтобы поставить библиотечную работу на профессиональные рельсы. И когда навели порядок, оказалось, что книгу можно не только взять и почитать от скуки, она может многому научить не только в рамках школьной программы, но и далеко за ее пределами. В «Содружестве» на базе библиотеки даже были созданы театральный кружок и клуб юных писателей.
Но в детском доме возможности общаться с юными читателями у библиотекаря намного больше. Там ученики не стремятся побыстрее сбежать домой с уроков. Время для совместного творчества ограничено только рамками светового дня. И они засиживались порой с детьми над книгами до самого вечера.
В школьной библиотеке тоже все пришлось начинать сначала. Три года книжным фондом никто не занимался, картотеки были запущены, книги стояли стопками на полу. Первым делом требовалось привести в порядок имеющиеся в наличии 11 тысяч наименований книг и журналов, проверить их по картотеке, занести в компьютерную базу.
Главной движущей силой нового школьного библиотечного совета стали пятиклассники. Именно они ближе всех приняли к сердцу слова Ирины Витальевны, что актив совета станет новой элитой школы, что они смогут стать руководителями детского чтения, передавать знания из своих рук другим ученикам. Но чтобы дойти до этих «олимпийских высот», надо было многое сделать. И девчонки старались изо всех сил. В библиотеке просиживали часами, возвращаясь домой только под вечер. Родители удивлялись: «Дети дома и книг-то почти не читают, все в Интернете сидят, откуда такое рвение?» Девочкам нравилось, что они создают новую библиотечную реальность своими руками. За полгода они привели в порядок каталоги на учебную и художественную литературу, сверили картотеки, проверили формуляры учеников с первого по одиннадцатый класс, переписали номера периодических изданий.
Даже библиотечная рутина может стать творчеством, если к ней относиться как к важной социальной миссии. Девочки именно так к ней и относятся. Для них это — не работа, а игра в Тимура и его команду. И самое интересное, что такое простое дело, как отремонтировать порванную книжку, расставить все экземпляры по своим местам, помочь найти своим товарищам (а тем более старшеклассникам) нужного автора, неожиданно не только дисциплинировало школьниц и научило их уважительно относиться к книге, но и подвигло самих попробовать свои силы в сочинительстве. Пятиклассница Лиза Крупенькова, например, написала «Сказку о том, как надо беречь книги», зарегистрировала себя на портале «Стихи и проза.-ру» и теперь переписывается с ровесниками, которые увлечены литературным творчеством. Пробуют писать стихи, маленькие рассказы и другие ее одноклассницы, а учителя русского языка отмечают, что те, кто входит в актив библиотеки, диктанты стали писать лучше, пересказ им дается легче, а сочинения получаются не скучными.
— Я стараюсь поощрять творческие порывы, — говорит Ирина Витальевна. — И не устаю повторять: «Сочиняйте, сочиняйте. И с вами всегда будет интересно».
А теперь пятиклассницы предлагают создать в школе еще и «Союз книголюбов», чтобы для разных классов проводить экскурсии по школьной библиотеке.
***
фото: Лиза Крупенькова;Ирина Воронцова;Активисты совета библиотеки помогают выбирать книги.