Что считать трагедией?
Эмма Донахью. «Комната». Издательство «Центрполиграф», 2011 год.
Чем реже ожидаешь увидеть, прочитать, услышать что-либо стоящее, тем чаще получаешь что-то достойное внимания и, больше скажу, — восхищения.
Наткнулась в Интернете на книгу Эммы Донахью «Комната». Есть хорошие отзывы, решила почитать. Сюжет изначально показался банальным. История похищенной и запертой в сарае, оборудованном под жилье, девушки для любовных утех некоего Ника, слишком напомнила роман «Коллекционер» Джона Фаулза 1963 года. Но! Повесть Донахью оказалась совершенно другой. Я поняла, что сравнивать эти повести нельзя. Они обе занимают достойное место в подобном жанре.
Здесь повествование идет от лица пятилетнего сына похищенной девушки. Он показывает читателю, как широк мир даже в пределах малюсенькой комнаты. Мать старается воспитывать ум малыша и развивать тело, но не говорит ничего о внешнем мире. И ребенок считает, что за стенами дома просто космос. В это сложно поверить, но ум ребенка может еще и не такое принять, согласитесь?
Отношения сына с матерью нежны и искренни. У них нет никого, кроме друг друга.
В какой-то момент они решаются на дерзкий побег. В этом месте я почувствовала разочарование от скорой развязки и расставания с необычной, увлекшей меня книгой. Но самое интересное оказалось впереди. Скажу сразу: героям удастся выйти на свободу.
Вторая часть книги описывает адаптацию семьи в нашей реальности во всей красе, такой, как она есть в глазах маленького человека, лишенного каких-либо ожиданий и представлений о ней. Это нечто свежее: ребенок не умеет спускаться и подниматься по лестнице, не хочет носить обувь, ему неудобно в ней. Для него становится трагедией, если его кусает собака или жалит пчела. Он боится дождя и прикосновений чужих людей. Я нередко тянулась за платочком, сдержать эмоции было трудно.
Мне показалось, что трагедия не в том, что мать с сыном были заперты в четырех стенах, а в том, что оказалось за стенами этой комнаты.
Анастасия Богданова художник по свету
***
фото: