X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

За гранью времени

Григорий Хайченко. «Советский театр. Пути развития». «Знание», 1982 год.

Мне как представителю молодого поколения свойственно отвергать советскую идеологию, а с ней культуру соцреализма. После прочтения монографии советского театроведа Хайченко мое мнение о них изменилось.

Во-первых, никакое время не исключает специалистов высокого уровня. Мне открылась закулисная режиссерская работа: поиски новых смыслов в уже известных пьесах, поиск собственного сценического языка. И конечно, истории легендарных театров, таких как «Современник».

Во-вторых, многие деятели искусства и даже те, кто проповедовал метод социалистического реализма, на самом деле не были такими уж яростными приверженцами тогдашней идеологии. Они расширяли рамки соцреализма, при их осмыслении он терял свою пропагандистскую функцию. Например, в работах режиссера Андрея Попова. Он описывает метод социалистического реализма в книге «Художественная целостность спектакля», как способ поиска собственного неповторимого голоса в искусстве.

Так и Григорий Хайченко совершенно искренне пишет о рамках, в которые были поставлены режиссеры многих театров: о пропагандистских спектаклях, о философских и вневременных. Вспоминается пьеса Михаила Шатрова «Красные кони на синей траве». Где сам Владимир Ленин говорит, что картина с красными конями и синей травой может существовать, если художник так видит мир.

Меня поразило, с какой находчивостью и смелостью работали некоторые советские драматурги, режиссеры и театральные критики, чтобы их мысль прозвучала со сцены, отразилась в тексте и закрепилась в умах зрителей.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта