Суровое испытание холодом
Сорокоградусных морозов, которые синоптики обещают в четверг, в Тюмени не было давно. И в полной боевой готовности к ним должны быть, прежде всего, коммунальные службы.
Любые коммунальные аварии (так чаще всего жители называют повреждения труб) всегда воспринимаются болезненно. Касается ли это холодной воды летом или, тем более, горячей воды и отопления зимой. Ведь порывы случаются только в самое неподходящее время и только в самом неподходящем месте. Предсказать, где и что рванет завтра, не смогли бы даже экстрасенсы. Даже если точки напряжения известны, ЧП застают врасплох. И потребителей, которые оказываются в такой ситуации без воды или тепла, и руководителей ресурсоснабжающих организаций. Только вторые, в отличие от первых, не имеют права на растерянность и обязаны действовать. Морозы испытывают не только трубы, но и людей на прочность.
По словам Павла Воропая, советника главы администрации города, чтобы свести к минимуму негативное воздействие морозов на теплотрассы и избежать массовых отключений, в городе принято решение не менять температурный и гидравлический режимы на теплосетях. Хотя и оно не гарантирует, что удастся избежать сбоев при теплоснабжении. Поэтому все коммунальные службы на протяжении ближайшей недели (синоптики прогнозируют, что она будет морозной) находятся в состоянии повышенной боевой готовности.
Объяснил Павел Константинович и причину большого повреждения на магистральных сетях, случившегося на прошлой неделе. В результате этого порыва целый район почти на сутки остался без тепла. По его мнению, отключения можно было бы избежать, если бы вовремя провели осмотр оставшегося до тепловой камеры участка и не затягивали ликвидацию первого повреждения.
Этот участок магистральных сетей давно показывал себя как один из самых аварийных, и часть его была включена в план летних ремонтных работ. По настоянию администрации города, за последние годы взяты в работу — магистраль по улице Ямской от улицы Льва Толстого в сторону кольца Дома Обороны (там в течение отопительного сезона зафиксировано порядка десяти повреждений); магистраль по улице Южной (она постоянно рвалась и была затоплена); ключевые магистрали по улице Широтной от ТЭЦ-2 (в случае их повреждения попадает под отключение практически половина города). Но отремонтировать все и сразу невозможно. Поэтому меняли только самые аварийные, ключевые участки, от которых зависит снабжение максимального количества потребителей.
— У нас еще достаточно много сетей, — говорит Павел Воропай, — которые выполнены по старым технологиям. В условиях Тюмени они не обеспечивают защиты от морозов. Более 90 процентов повреждений связаны именно с наружной коррозией трубопровода. В свое время проводились исследования, которые подтвердили высокую коррозийную активность грунтов в городе Тюмени. Достаточно два-три раза затопить теплотрассу водой, и очень быстро -буквально за 2-3 года труба ржавеет полностью. Поэтому с 2006 года все новое строительство и капитальный ремонт производятся в предварительно изолированной трубе с оболочкой из твердого полиэтилена, с герметизацией стыков, контролем влажности и изоляции. Кстати, трасса, которая прорвалась на пересечении улиц Карла Маркса и Волгоградской, была проложена в лотках и изолирована всего лишь минватой. За годы эксплуатации от изоляции ничего не осталось — только «шуба» из ржавчины.
Есть и другой технический момент: наилучшие условия для коррозии — интервал температур от 70 до 90 градусов. Жителям кажется: хорошо, когда теплые осень и зима, но для тепловых сетей это, наоборот, плохо. Как только температура повышается выше 100 градусов, вместо капельного кипения наблюдается так называемое пленочное, то есть между трубой и водой образуется пленка пара, и процессы коррозии резко снижаются. Таким образом, оптимальная температура наружного воздуха для сетей — около минус 15 градусов. А в этом году осень в Тюмени была теплая, долгая, температура сетевой воды держалась в диапазоне 70-90 градусов — самой оптимальной для образования коррозии, плюс подтопление теплотрассы. Сочетание этих факторов ускорило разрушение трубы.
За последние семь лет в городе поменяли 200 км тепловых сетей. А всего их — 490 км. И те, до которых руки пока не доходят, лучше не становятся. Зато есть в городе уже целые районы, где лежат новые трубы. В сводках об авариях эти районы не фигурируют.
В случае, если ресурсоснабжающая организация допустила повреждение и отключение объектов больше определенного времени, мера наказания законом не определена. Но эта мера ответственности, по мнению Павла Воропая, должна быть прописана в договорах теплоснабжения между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией. Там должен быть пункт, что в случае отключения по вине последней на такой-то период должны быть применены такие-то санкции. Тогда это будет действенный метод наказания теплоснабжающей организации за некачественную работу.
Повлиять на управляющую компанию (прописав штрафные санкции в договорах и по другим вопросам) могут и сами собственники, которые — собранием — принимают решение внести изменения в договоры с ресурсоснабжающими организациями. Но, как правило, на подобные собрания приходят 30-40 процентов жителей. А надо бы всем проявлять больше активности, и не только в тех случаях, когда уже что-то случилось.
***
фото: