Там вдали — Сингапур
За дискуссиями и размышлениями об инвесторах и инвестициях неотступно маячит тень тигра. Точнее, одного из азиатских «тигров», которые потрясли в последние десятилетия основы экономических теорий.
Сингапур. Государство-город, уместившееся на острове, что, словно елочная игрушка, подвешен к южной оконечности полуострова Малакка, буквально в двух шагах от экватора. Сегодня бывшие джунгли, где во Вторую мировую войну сошлись в смертельной схватке японские и британские войска, воспринимаются, как сказка, где все сотворилось «по щучьему веленью», и не может не волновать народы и их правительства.
Этот остров-государство площадью в 697 квадратных километров (в пять раз меньше Тюменского района!), но с населением в пять с половиной миллионов человек, сегодня является одним из десяти самых успешных стран мира. Вот несколько цифр.
Общий объем ВВП — 332 миллиарда долларов. Почти три четверти дает сфера услуг, а промышленность только 26,8 процента.
ВВП на душу населения — седьмое место в мире.
Уровень безработицы — 1,9%.
Продолжительность жизни — четвертое место в мире (84 года).
Индекс легкости ведения бизнеса — первое место в мире.
Максимальная приспособляемость мигрантов — первое место в мире.
Глобальный индекс конкурентоспособности страны — третье место в мире.
Минимальная коррупция…
Как сказал Ли Сянь Лун, премьер-министр Сингапура: «Мы совершили рывок из третьего мира в первый…» Страна без полезных ископаемых, с ограниченной территорией, став частью глобального рынка, заняла в конце первого десятилетия нового века пятое место по объему активов, управляемых инвесторами.
«Запад есть запад, восток есть восток и с мест они не сойдут», -утверждал Редьярд Киплинг. В Сингапуре он увидел бы сегодня, как на крайней южной точке азиатского материка объединились запад с востоком.
С высоты 165-метрового колеса обозрения, самого высокого в мире, виден один из источников богатства этой страны — сотни судов, стоящих на якорях в окружающей остров акватории. Мировая торговля стремится на рынок Сингапура, чтобы продать, купить или обменять, как некогда ганзейские купцы стремились в вольный город Великий Новгород.
Сегодня, когда руководство Тюменской области говорит, что прежняя экономическая модель России исчерпала себя, когда территория широко открывает двери для инвесторов, когда она вкладывает деньги в развитие новых производств, нельзя не думать, что образ Сингапура является руководителям региона, как некогда Марксу являлся призрак коммунизма.
А сам Сингапур — почивает на лаврах? «Нам необходимо задуматься, куда мы движемся в долгосрочной перспективе», — говорит Ли Сянь Лун. И предлагает свое видение нового экономического курса. Рай для иностранного бизнеса делает очередной поворот: лицом к своим гражданам.
Я хотел бы предложить читателям несколько фотосюжетов, снятых мною в начале 2014 года в Сингапуре.
***
фото: Один из символов Сингапура — отель «Marina Bay Sands» с развлекательным парком на крыше;Лес небоскребов;Полу-лев, полу-рыба — герб Сингапура;Запад встречается с востоком в районе моста Elgin Bridge;Эскалаторы в самом большом торговом центре Vivo-city;Самое высокое в мире колесо обозрения;А в Чайна-тауне холодный сапожник прибивает подметки, как и 50 лет назад.