Медпомощь вопреки стереотипом
Дверь, обитая коричневым дерматином, а на ней покрывшаяся пылью времен табличка: «Ушла в поликлинику, вернусь завтра». Или нет: дверь открыта, но за ней сидит женщина в мятом белом халате и в ответ на любую жалобу предлагает выбрать одну таблетку из двух — аспирин или активированный уголь.
Эта полная безысходности картина возникает в воображении многих людей, заставших конец советского времени и познакомившихся тогда же со страшным местом под названием заводской здравпункт. Но время идет, работа на производствах выходит на новый технологический уровень, и вместе с ним изменяется качество оказания медицинской помощи работникам. У хорошего руководителя все кадры ценные, и забота об их здоровье — стратегически важное дело.
ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА ДВЕРЬЮ?
На крыльце приземистого деревянного здания с вывеской «здравпункт» сидит кот Васька. Он, как и подобает медицинскому работнику, белый от ушей и до хвоста. Вот только внутрь его не пускают -котам по санитарным нормам не положено, будь ты хоть целиком белый, хоть даже с красным крестом на спине.
Пункт медицинской помощи на территории деревообрабатывающего комбината «Красный октябрь» открыли еще в советское время: выделили немаленькую площадь, закупили медоборудование… Кое-что из старых запасов сохранилось и по сей день. Например, в женской палате (помимо кабинета фельдшера, перевязочной и прочих помещений в здравпункте предусмотрен дневной стационар: мужская палата на два места и женская — на четыре) на потолке висит «люстра» Чижевского.
— Так в народе называют ионизатор воздуха, генерирующий отрицательные ионы. Придумал конструкцию и доказал ее эффективность профессор Чижевский, -рассказывает фельдшер здравпункта Елена Ясько. — Он установил, что наличие в воздухе таких ионов полезно для живых существ. В городских квартирах отрицательных ионов мало из-за перегруженности площади электроприборами, а на природе — много. В общем, от «люстры» эффект такой — воздух в помещении, как после грозового дождя. Это позволяет расслабиться, взбодриться и набраться сил. Пациентам нравится.
Впрочем, нынешнее руководство деревообрабатывающего комбината тоже не жалеет средств на здравпункт. У Елены Анатольевны нет недостатка ни в медикаментах, ни в перевязочных материалах, ни в инструментах. А значит, любой сотрудник может получить необходимую ему помощь своевременно.
— Вот у меня стационарный алкотестер, — показывает техническую новинку фельдшер. — Он отображает промилле в выдыхаемом воздухе. К нему идут одноразовые мундштуки, закупаем их регулярно и пользуемся, не экономя на гигиене. Правда, он может и ошибку выдать. Например, если в нем батарейка почти села. Так что на всякий случай у меня еще есть трубки «Контроль трезвости» Мохова-Шинкаренко. Помещенный внутри них реагент при соприкосновении с молекулами алкоголя изменяет цвет. Тут уж ошибки быть не может, трубочки сработаны на совесть, а химическую реакцию не обманешь.
ПОМОЩЬ ПО ВСЕМ СТАТЬЯМ
Утро фельдшера в здравпункте комбината «Красный октябрь» начинается приемом двух с половиной десятков посетителей. Не потому, конечно, что работникам лень идти на производство и хочется получить больничный лист. Наоборот, водителям техники нужно доказать, что они хорошо себя чувствуют и могут идти на службу. Для этого существует предрейсовый осмотр.
— В первую очередь нужен визуальный осмотр: какая походка у человека, не красные ли глаза. Чтобы не оказался водитель пьяным или с похмелья, — рассказывает Елена Ясько. — Или (в наше время всякой отравы полно) в состоянии наркотического опьянения. К счастью, у нас такого не бывает. Потом вопросы нужно задать. Узнать, есть ли жалобы на здоровье. Затем температуру и давление меряем, считаем пульс. Никаких отклонений нет — тогда вперед. Можно ставить печать: «допущен к рейсу» и подпись.
… Когда последний водитель покидает здравпункт, фельдшер берется за бумажную работу: каждый вторник и четверг приходит участковый терапевт из поликлиники N 7, и к его появлению нужно найти медкарты сотрудников, подклеить анализы. К тому же с девяти утра начинают приходить сотрудники, которым врач уже прописала процедуры — уколы, капельницы. Их Елена Анатольевна выполняет сама — опыта достаточно, стаж медицинской работы -почти 25 лет. Причем не «в тылу», а «на передовой» — в клинической неврологии. Так что и диагност она тоже со стажем.
— С какими только жалобами ко мне ни приходили за то время, что я работаю в здравпункте комбината, — с улыбкой вспоминает она. — Были и курьезные случаи, и очень даже серьезные. Например, пришел однажды молодой мужчина и говорит: «У меня рука скрипит. Причем не кости и не сустав, а мясо — скрипит и трещит! Завяжите мне руку поплотнее, чтобы я этот скрип не слышал, и я работать пойду». Смех смехом, а ситуация на самом деле небезопасная — воспаление связок. Если его не лечить, начнутся серьезные проблемы. А вот именно производственные травмы у нас случаются не часто, и в основном это мелкие повреждения — на днях буквально женщина из швейного цеха палец прибила, теперь ноготь может слезть.
… Елена Ясько провожает нас с фотографом Катей до крылечка и грозит пальцем Ваське, опять отирающемуся неподалеку. Что поделать — у кота тяга к медицине! Да и сама Елена Анатольевна давно не представляет себя вне своей профессии. И вне своего здравпункта. Говорит, что тут не соскучишься.
***
фото: Владимир Андреевич — один из первых утренних пациентов Елены Ясько.