Где бродит призрак утилизации?
Проблема утилизации энергосберегающих лампочек в Тюмени обсуждалась не раз — за круглым столом, на заседаниях постоянных комиссий городской Думы.
Но динамика в лучшем случае напоминает стагнацию, а в худшем — скатывание назад и вниз. Не может груз, который и раньше с трудом перемещался в гору, быть зафиксированным на одном месте. Особенно с учетом того, что эта фиксация была почти на честном слове.
В законах, постановлениях и распоряжениях прописаны правила и процедуры обращения с ртуть-содержащими отходами, определены места временного накопления, ответственные лица… Но не хватает главного — заинтересованности. Пока ее по-настоящему нет ни у одной из сторон.
Только торговля со своим интересом определилась, но ей, по большому счету, все равно, что продавать: обычные лампы или энергосберегающие. Вторые даже лучше первых тем, что дороже.
Если с утилизацией какой бы то ни было тары, упаковки или других отходов все более-менее ясно — традиционно их вывозят на мусорные полигоны, то утилизацию бытовых ртутьсодержащих отходов ежедневно никто не отслеживает. В департаменте городского хозяйства, в комитете по экологии и благоустройству, в отделе природопользования даже не знают точного количества пунктов приема энергосберегающих лампочек, открытых в управляющих компаниях и ТСЖ. Да и определить объемы такой утилизации затрудняются.
Первые пункты приема отработанных ртутьсодержащих ламп появились в «Энергоэффективном квартале» четыре года назад. Тогда они были открыты сразу в нескольких точках, но через пару месяцев выяснилось, что стационарных пунктов приема недостаточно.
Одних тюменцев они не устраивали по месту расположения, других — по часам работы. Организовали мобильный пункт, который ежедневно с остановками по 1520 минут курсировал в границах квартала. Так в 60-70-х годах ходили по дворам старьевщики и собирали у населения утиль. Хозяйки выносили им вышедшие из строя вещи и получали за это пару копеек. В эту игру с удовольствием включались даже дети.
Но мобильный пункт, проработав чуть больше года, прекратил свое существование. На пассажирском транспорте, чтобы определить рентабельность, определяют пассажиропоток, здесь мог бы быть лампопоток. Вот только с течением времени он не нарастал, а иссякал.
Экономика процесса вовсе перестала складываться, как только исчезло само понятие «Энергоэффективный квартал», которое несколько лет было предметом городской гордости — такой проект был единственным в России.
Тогда предложили пойти по другому пути и включать плату за сбор и утилизацию ламп в жилищный тариф. При его расчете учитывалось среднее накопление таких ламп на «квадрат» жилой площади (0,12), их средний срок службы (10000 часов), среднее количество отработанных ламп в год (1,45 шт.), вместимость спецконтейнера для их хранения (157 шт.), общее количество ламп, пришедших за год в негодность (более 1700 шт.). -всего около полутора десятков показателей.
Предполагалось, что жители, увидев эту строку в платежках, смогут требовать отчета от своих управляющих компаний — куда пошли собранные средства.
Эта же плата, теоретически, давала жителям право предлагать, как сделать сбор ртутьсодержащих энергосберегающих ламп более удобным для жильцов конкретного дома.
Но благое намерение обернулось пшиком. Массовым и организованным процесс сдачи перегоревших энергосберегающих ламп у нас так и не стал.
В российских городах есть примеры и получше. В Екатеринбурге, например, в общедоступных местах установлено около 600 специальных контейнеров-экобоксов для сбора ртутьсодержащих отходов, термометров и батареек. Есть они на улицах Сургута, в Уфе. В Санкт-Петербурге два раза в месяц по городу курсирует автобус, который собирает у населения эти опасные предметы.
А в Иркутске работают пункты приема ртутьсодержащих ламп на базе торговых точек, где взамен дается семипроцентная скидка на покупку новой лампы.
У нас все эти варианты почему-то оказались невозможными. Зато мы единственные в регионе получили лицензию на размещение и обезвреживание ртутьсодержащих отходов, оборудование для этого уже установлено на мусороперерабатывающем заводе на Велижанском тракте. Но доступность его для жителей пока невелика.
— Мы сделали все правильно, фактически мы все свои полномочия выполнили: нормативно-правовая база создана своевременно, управляющие компании проинформированы, на приобретение специальных контейнеров выделялись бюджетные средства, — утверждала Людмила Могутова, заместитель директора департамента городского хозяйства. — Что еще? Согласно федеральному закону N 131, муниципалитеты должны только организовать процесс.
Но, судя по активности горожан в сдаче на утилизацию отработанных энергосберегающих ламп, эта организационная эффективность невелика.
Даже отчеты управляющих компаний об утилизации ламп, утверждают специалисты отдела обращения с отходами областного департамента недропользования и экологии, подаются усредненные, на бумаге они — одни, в реальности — другие.
***
фото: Выбор в магазине — большой;А в пунктах приема — невелик.