Кабель измеряется километрами
… Зашумело, завертелось — бухты медной проволоки начали свое движение.
Производственные линии нового тюменского завода нефтепромыслового оборудования Baker Hughes заработали.
— Первая линия — линия волочения, — говорит заместитель директора по обеспечению и планированию Наиль Музафаров. -Здесь проволока калибруется по диаметру, после чего укладывается в корзины — так называемые стимпаки, которые отправляются на другие производственные линии.
Основная продукция завода -пластиковые кабели и прорезиненный кабель со свинцовым покрытием, которые используются для подачи питания электродвигателям установок, добывающих нефть. Все производственные линии разместились в одном огромном цехе.
Продукция Baker Hughes в разрезе напоминает рулет. На медный проводник слой за слоем «надеваются» защитные чехлы, позволяющие продукции работать в агрессивной среде — в нефтяных скважинах, где погружные насосы вращаются состыкованными с ними такими же вытянутыми в «сосиску» двигателями.
На каждой операции на медный сердечник наматывается один защитный слой.
— Линия покрытия резиновой изоляцией тянется по длинной стороне цеха. Здесь медный провод разматывается и продавливается через формующее отверстие экструдера — накладывается первый, резиновый, защитный слой.
— Далее полуфабрикат проходит по трубе, охлаждается и уже на выходе наматывается на приемный барабан, — рассказывает Наиль Хамзаевич.
Как он говорит, в составе резиновой изоляции есть специальный компонент с температурной стойкостью до 230 градусов, который увеличивает срок использования кабеля.
Следующий этап в производстве прорезиненного кабеля — линия наложения свинца.
— Слитки свинца подаются в печь, кабель идет через следующий экструдер, где на него накладывается слой свинца. И выходит уже с покрытием, — продолжает Музафаров. — Свинец защищает саму резиновую изоляцию от воздействия внешней среды: от давления, перегрева, физических повреждений.
Освинцованный проводник подается на линию наложения тканевой ленты. Она дает дополнительную защиту. И только затем наступает армирование — окончательный этап.
Что касается пластикового кабеля, он проходит свои производственные циклы.
Здесь медная жила дополнительно покрывается оловом, лудится. Как говорит Музафаров, это связано с химическим взаимодействием между пластиком и медью. Олово в этой связке является защитным слоем.
— После этого проводник подается на линию покрытия пластиком, где на него наносится еще два слоя материала. Затем, как и его резиновый собрат, он подается на линию армирования. Полипропилен, используемый в изготовлении пластикового кабеля, закупается в Венгрии, а вот медь и свинец — производство российских предприятий. Но, как говорит Музафаров, компания стремится к тому, чтобы задействовать продукцию российских поставщиков в большем объеме.
… Готовый кабель наматывается на барабаны. Проводятся высоковольтные испытания. По результатам составляются протоколы. Готовится пакет документов и продукция поступает к заказчику.
— Кабель выпускается сечением от десяти до 25 кв. мм. Что касается электропроводности, то она может быть как на три киловольта, так и на пять. Регулируется это толщиной изоляции, — говорит Наиль Хамзаевич.
Введена в строй первая очередь завода, ее производственная мощность — 4000 километров кабеля в год. Планируется введение и второй очереди, которая увеличит мощность предприятия еще на 4000 км, добавятся рабочие места. Сейчас на производстве нефтепогружного кабеля трудится 65 специалистов.
***
фото: Сергей Корепанов, Николай Красноруцкий, Вадим Шумков, Андрей Руцинский и Аласдэр Шиах на открытии завода;Стимпак с медной проволокой;Так выглядит один из участков линии наложения пластиковой изоляции;Финишная прямая: этап армирования.