В тысячах слов
Студентка Ирина Алькаева получила почти полторы тысячи почтовых карточек от людей, с которыми лично не знакома. А сама отправила незнакомым людям еще больше открыток.
Так делают многие члены общества случайных адресатов и участники движения под названием посткроссинг (с английского postcrossing — перекрестный обмен почтой). В Интернете существует множество сайтов, где люди оставляют анкеты с указанием того, какие открытки, письма, подарки они хотят получить. Ирина разместила несколько альбомов с картинками, которые ей нравятся — это лошади, кошки, мотоциклы, пейзажи, работы известных художников.
Пользователи таких сайтов выбирают людей по интересам и отправляют открытки с тематическими изображениями. Ирина гордится тем, что как-то получила эксклюзивные почтовые карточки, которые Татьяна из города Дубна изготовила для нее на заказ. На них романтические пейзажи — как раз любимые картинки из альбомов на сайте посткроссеров.
Ирина Алькаева каждый месяц отправляет более шести десятков открыток в разные города России и даже в другие страны. А на главном почтамте она открыла личный абонентский ящик. И каждый день старается удержаться от соблазна посетить почту и открыть его. Предпочитает, чтобы открытки скапливались. Каждые пять дней она проверяет ящик — приятнее видеть целую кипу подарков.
— Я не доверяю почтальонам, — жалуется Ира. — Они даже не знают собственных тарифов! На открытку наклеиваются две марки, цена отправления — десять рублей. Представляете, эти открытки иногда приходят мне обратно. На почте говорят, что нужно наклеить еще одну марку, но это ведь для писем. Но я не спорю, просто кладу карточку в ящик для отправлений еще раз.
Ирина приехала в Тюмень из города Радужный (Ханты-Мансийский автономный округ) после окончания школы и поступила в ТюмГУ. Еще в школе она начала обмениваться письмами с незнакомцами из разных городов, а на первом курсе университета забросила общение по переписке — студенческая жизнь оказалась очень насыщенной. Но вскоре снова захотелось возобновить посткроссинг.
— В обществе случайных адресатов можно найти собеседника по душе. Бывает, конечно, что интересы не совпадают и переписка становится скучной. Но ведь мы друг друга ни к чему не обязываем. И, в конце концов, находятся люди, с которыми переписываться так интересно, что никакие расстояния не помешают общению. Можно узнать человека по конверту — есть раскрашенные цветными карандашами, искусно расписанные красками и даже самодельные.
Ирина начала писать письма еще в старших классах, потому что чувствовала себя одинокой. Рассказывает, что не могла найти друзей среди одноклассников. А когда узнала про общество случайных адресатов, сразу поняла, что во всем мире обязательно найдутся люди, с которыми можно говорить… И оказалась права.
Ирина ведет переписку с Анной из Новосибирска в течение шести лет — общие интересы нашлись.
— Хочется узнавать как можно больше! Например, о другой культуре, о совершенно ином образе жизни — из открыток иностранцев. Иногда мы присылаем друг другу пакетики чая. Каждый день завариваю новый, а они все равно не убывают. Представляете, внезапно обнаруживаешь в конверте пакетик чая из Франции, и тогда у чаепития возникает совсем другая атмосфера. Такие маленькие приятные подарки, как в игре «Тайный друг». Ты не знаешь, кто их дарит. Но от этого еще приятнее. Понемногу узнаешь о мире что-то интересное — это и объединило нас с Аней. Мы решили, что никогда не будем останавливаться, а узнавать все больше и больше.
Прошлым летом Ирина встретилась со своей подругой и поняла, что если бы не переписка, они бы никогда не познакомились — «отпугнул» яркий внешний вид подруги, как у Мэрилин Монро.
— Наконец решилась приехать в гости в Новосибирск. Мы просто гуляли с Аней по улице, а молодые люди говорили ей вслед: «Мэрилин Монро! Посмотрите, как она похожа!» Три раза попросили номер телефона. Если бы я не знала свою подругу, то ее модный образ меня бы смутил. Сейчас мы больше общаемся в социальных сетях и по телефону, чем в письмах. Стали еще ближе…
Ирина рассказывает, что в мире разных почтовых адресов нет ограничений: социальных ролей, психологических зажимов и комплексов. Можно свободно делиться размышлениями. На почтовой карточке с изображением картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» один из посткроссеров рассказывает о реставрационной работе над шедеврами мировой живописи. Оказывается, «Джоконду» боятся реставрировать и даже создавать качественные копии посредством современной печати — вдруг навредят оригиналу. Ирине познавательные открытки нравятся. Еще настроение поднимается от пожеланий и почтовых карточек, которые приходят со встреч посткроссеров.
— Мне недавно пришла в голову идея, почему бы не организовать встречу тюменских посткроссеров? Может быть, тоже отправим кому-нибудь открытку! Я люблю, когда пожелания пишет целый коллектив. Значит, кто-то вспомнил и почему-то заинтересовался именно тобой.
Ирина действительно интересная девушка. Хотя часто избегает личного контакта с людьми (говорит, что некоторые из них для нее только хорошие знакомые), но все равно находит в себе возможность строить с ними деловые отношения. Ирина выбрала профессию журналиста и уже получила опыт работы в газете «Новости Радужного» и в университетских СМИ. Мечтает о работе на радио, говорит, что романтический образ ведущего еще не развеялся в ее воображении — даже после столкновения с реальностью. Хочет писать об искусстве, литературе и научных открытиях. Журналистика для нее — это возможность создать что-то свое: поделиться рассуждениями в тексте или начать издавать концептуальный журнал. В итоге интерес к тому, как устроен мир, стал определяющим в выборе профессии. А началось все с писем, которые Ирина отправляла в надежде найти друга.
***
фото: Ирина Алькаева рассказывает, что, возможно, перестанет общаться с людьми по переписке, если письма и открытки будет некуда складывать. Пока это только несколько коробок, но все равно выглядит внушительно.