Здоровые дети рисуют пни
Мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и счастливыми. Учим их петь, танцевать, рисовать… И они рисуют: речку, облака, дерево. Детские рисунки честные. На них мир такой, какой он есть на самом деле, каким его делают взрослые…
— Я работаю с маленькими детьми. В последнее время, когда прошу их нарисовать дерево, они рисуют… столбы! Мне очень сложно объяснить ребенку, что вообще-то у нормального дерева есть еще листья и ветви. Вот чего мы добились постоянной обрезкой, — с этими словами позвонила в редакцию нашей газеты мама одной ученицы из школы N 27.
В среду возле школы приступили к обрезке деревьев. От тополей с некогда пышными кронами остались… столбы. По словам нашей читательницы, за этой лесозаготовкой наблюдали дети, которые возвращались из школы домой.
Мы обратились за комментарием в управу Восточного округа.
— Действительно, в школьном дворе идет обрезка деревьев. Разрешение на нее мы выдавали каждый год уже в течение пяти лет. Но у школы не было средств это сделать. А нынче департамент образования выделил деньги. Работает компания «Сад» — опытные специалисты, с которыми мы давно сотрудничаем. Они тут же закрашивают все срезы, убирают ветви, — рассказывает специалист комитета по благоустройству и озеленению Восточной управы Асия Тимофеева.
По словам Асии Шамировны, прошлым летом во дворе школы был настоящий бурелом. В управу обращались и учителя, и родители, обеспокоенные безопасностью детей. В итоге во избежание несчастных случаев приняли решение все деревья во дворе подвергнуть формовочной и санитарной обрезке. А самые высокие и возрастные тополя обрежут тотально — на высоту пять-шесть метров.
— Согласна, сейчас это выглядит очень некрасиво, — говорит Асия Тимофеева. — Но на следующий год дерево даст молодые побеги, из них будет сформирована красивая аккуратная крона. К нам обращались люди с негативными отзывами по поводу начавшейся обрезки. Но мы объяснили ее необходимость, и я думала, были услышаны.
— А разве тотальная обрезка на столб, или как вы ее сейчас называете — на штамб не была запрещена несколько лет назад? — поинтересовалась я у специалиста.
— Этот вид обрезки закреплен в постановлении городской администрации от 23 декабря 2010 г. N 138-пк «Об утверждении порядка содержания зеленых насаждений» и возможен в некоторых случаях, — пояснила Асия Тимофеева.
Перечень этих случаев я сама нашла в документе, размещенном на сайте «Консультант плюс». Там написано, что омолаживающая обрезка — это глубокая обрезка ветвей до их базальной части, стимулирующая образование молодых побегов, создающих новую крону. Действительно, к такой обрезке относится «обрезка штамб» — не ниже 4 метров от земли с сохранением боковых скелетных ветвей (15 см от ствола). Она может применяться, если дерево старое или потенциально опасное. А также если оно растет на детской площадке, у тротуаров, у входа в подъезд или у учреждения.
Таков «голос разума». Вроде бы правильный, обоснованный и, к тому же, подкрепленный административными документами. Как журналист, который обязан быть объективным, я должна этот голос учесть. Но как горожанин не могу его принять, и сердцем — всецело на стороне жителей, которые против тотальной пилорамы.
По-моему, деревья, обрезанные на столб, — это уродство. Да и результат этой обрезки, когда тополь через один-два сезона обрастает пышной шапочкой из листьев, вовсе не эталон красоты. Откуда взялся извращенный стандарт, по которому дерево должно быть маленьким, кругленьким, и со всех сторон подстриженным? Мне это непонятно.
Может быть, потому что когда я сама училась в школе, у нас раз в неделю были уроки экологии и был совсем другой эталон.
В школьном дворе росли прекрасные высокие тополя. Мы играли среди них в догонялки, делились секретами, осенью на субботниках прыгали в кучах желтых листьев. А в мае в кабинете математики, где солнце нещадно палило в окна, наперегонки занимали последние парты, укрытые тополиной тенью. Это была неотъемлемая часть нашей жизни и мне искренне жаль современных школьников, которые всего этого лишены.
Были сильные ветра и ураганы, которых так боятся сейчас в Восточной управе и в школе N 27. Были сломанные ветки. Иной раз ими засыпало весь двор. Но ни разу в жизни эти ветки не упали никому на голову. Может быть, потому что ни у кого не возникало мысли во время урагана бегать под деревьями? На следующее утро после бурелома дворник просто убирал мусор, и все прекрасно жили дальше. А мой младший брат, который в то время пошел в первый класс, рисовал нормальные, полноценные деревья, с пышной ветвистой кроной и зелеными листьями.
***
фото: Тополя возле школы N 27.;Тополя возле школы N 27.