Несколько слов о записках
Коллектив молодежного театра «Ангажемент» имени Виктора Загоруйко привык, как и другие театры, судить о популярности своих постановок по количеству проданных билетов.
Однако спектакль «Клавдия. Записки на сгущенке» режиссера Олеси Невмержицкой — абсолютно новый для театра формат постановки — потребовал настоящих отзывов не только от журналистов, но и от зрителей.
— Я выходил к публике перед показами и просил писать нам о своих впечатлениях, — рассказывает Леонид Окунев, художественный руководитель «Ангажемента». — Объяснял, что нам важны и нужны не только похвалы, но и критика.
Публика восприняла спектакль по-разному. Одни в полном восторге, другие остались в недоумении. Как известно, спектакль трудно назвать игровым в привычном смысле слова. Выстроенный на написанных в военное время личных дневниках Клавдии Гуленковой из деревни Ситниково Омутинского района и воспоминаний ее родственников, спектакль продолжает ряд сложных психологических постановок, который начался спектаклями «Ночь Гельвера» и «Калигула». «Клавдия» и продолжает этот ряд, и стоит чуть в стороне.
Публика к просьбе Окунева прислушалась и написала о своих впечатлениях. Если тюменские журналисты, работающие с театрами, отнеслись к новой постановке с большим интересом (такого в Тюмени раньше действительно не ставили), то зрители, в основном, оказались не готовы к документальному драматическому спектаклю, о чем и написали в разделе отзывов на официальной странице театра в социальной сети «ВКонтакте».
Татьяна Демидова: «Вчера были с семьей на спектакле «Записки на сгущенке». До конца спектакля высидеть не смогли. Постановка, особенно текст, надолго отбили желание посещать театр. Очень жаль денег, времени и особенно актеров, которым пришлось в нем участвовать».
Оксана Кузнецова: «Спектакль затянут, нет динамики развития, зрители в середине показа стали выходить из зала. Я упорно сидела, ерзала.
Хорошая придумка с дневником на этикетках от банок со сгущенкой. Судя по тому, сколько их использовано для дневника, во время войны в Ситниково народ не бедствовал, не пух с голоду*.
Самих записок для сцены оказалось слишком много. Они практически не несут смысловой нагрузки. Бесконечное: «вот я встала в пять часов утра, видела сон… то про коня, то про яйца, то про волосы». Я удивляюсь, как актеры не путаются в датах — во всей этой чепухе. Думаю, автору пьесы надо было домыслить записи, добавить военной тематики — ведь шел 44-й год.
Ни слова об отце. Почему Клавдия обошла его своим вниманием, ведь человек вернулся с фронта?»
Юлия Лазарева: «Впечатления неоднозначные. Мне всегда нравилась игра ваших актеров, и в этот раз она была интересной и впечатляющей. Сама идея спектакля тоже нравится. Я тоже считаю, что мы не должны терять связь с нашими родителями и даже прародителями, потому что история своего рода влияет на вектор нашего жизненного пути. Любая семья имеет свою ценность сама по себе.
Однако пьеса, написанная на основе дневников, оставляет желать лучшего. У меня осталось ощущение нагромождения разных драматургических приемов, будто ими пытались компенсировать скудость самого сюжета.
Считаю, что постановка только выиграла бы, если бы из нее убрали тексты на английском языке, отрывки из сериала «Санта-Барбара». Все это мешает восприятию целостной картины.
И, честное слово, я не понимаю, зачем в дневнике родственницы так подробно описаны физиологические подробности смерти Клавдии? И тем более не понимаю, зачем это надо было обнародовать?»
Ирина Бугрова: «Если бы знала что спектакль документальный, шла бы с другим настроем. Спектакль хороший, артисты играли, точнее, читали замечательно. Браво!»
… У «Ангажемента» множество постановок, после которых выйдешь из зала с улыбкой и приподнятым настроением. «Клавдия. Записки на сгущенке» — спектакль другой. Во время просмотра не получится отдохнуть или развлечься. И это, наверное, правильно: театр может и должен быть разным.
*В годы войны, как, впрочем, и сейчас ситниковский молочно-консервный завод выпускал банки со сгущенкой. Этикетки, на которых писала свой дневник Клавдия, были заготовлены впрок еще в мирное время. Они не от банок со съеденной сгущенкой. Те банки отправлялись на фронт.
***
фото: Сцена из спектакля «Клавдия. Записки на сгущенке».