Волноваться из-за объединения школ не стоит
50 общеобразовательных учреждений города вступили в процесс реорганизации.
О том, как он проходит, мы говорим с Любовью Гнусаревой, и.о. директора городского департамента образования.
— Любовь Александровна, уже известно, какие школы ждет объединение?
— Можно пока говорить только о том, что происходит здесь и сейчас. Есть распоряжение главы администрации города, есть список объединяемых школ. Он хотя и не опубликован, но открыт и педагогическим коллективам, и родителям хорошо известен.
— Достаточно ли в этом процессе публичности?
— Конечно. В школах прошли родительские собрания, родительский всеобуч, собирались управляющие и наблюдательные советы школ, проведено заседание круглого стола в областной Думе и встречи с депутатами. Список встреч и опубликованных информационных сообщений большой.
— Как в процессе принятия таких решений учитывается мнение учителей и родителей?
— В постановлении N 426 правительства Тюменской области говорится, что наблюдательные советы предлагают рекомендации. Далее эти рекомендации рассматриваются комиссией по оценке последствий принятия решений о реорганизации. Например, наблюдательный совет школы N 5 дал отрицательные рекомендации, но комиссия не нашла в них убедительных доказательств того, что объединение приведет к негативным последствиям. Эмоциональную позицию наблюдательного совета комиссия отвергла.
— Вносят ли наблюдательные советы конструктивные предложения?
— Представители наблюдательного совета школы N 90 «Крепыш» говорили о составлении концепции, но дальше разговоров дело не пошло, письменно сформулированных предложений они не представили.
Другой пример: письмо от руководителя управляющего совета школы N 44, с просьбой школьной общественности, чтобы и учителя, и учащиеся после объединения остались на местах. Но об этом и так неоднократно говорилось: реорганизация не влечет сокращения педагогических работников. Не будет перемещения детей между корпусами. Ни один корпус не закроется. Опасения и страхи родителей беспочвенны. А педагогу вообще нечего бояться, он в любом случае идет к тем же детям. Какой была у него учебная нагрузка, такой она и останется.
— Отчего, на ваш взгляд, тогда эта буря эмоций и протестов?
— Каждый человек боится нового. Всегда присутствует страх: «А как будет?» Причина волнения, скорее всего, в неверии: «Правду ли говорят чиновники?» Подогревает эмоции родителей и Интернет. Там информация чаще всего эмоционально и негативно окрашена. Страхи идут и оттуда. Если набрать в поисковой строке «реорганизация школ», можно прочитать об озабоченности родителей Москвы, Челябинска. Многие города этот процесс пережили. Тюмень в этих масштабных преобразованиях не идет впереди всех.
Нельзя сбрасывать со счетов и недоработку руководителей образовательных учреждений, которые как первый фронт должны были проинформировать, успокоить родителей, все им объяснить.
— Что выигрывают школы с точки зрения финансирования?
— Идет перераспределение средств. Доля фонда оплаты труда увеличивается. Норматив остается прежним, но надо учесть, что чем меньше школа, тем дороже для бюджета обходится один учащийся. Кроме того, дополнительные средства пойдут на образовательные цели за счет сокращения административно-управленческого аппарата. Средства, выделяемые на реализацию государственного образовательного стандарта, должны идти, прежде всего, на педагогов, на материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Все обучающиеся должны иметь равные возможности за счет использования современных образовательных технологий.
— Каким, на ваш взгляд, будет главный итог реорганизации?
— Изменится качество образования. Объединение улучшит показатели обучаемости, расширит спектр предоставляемых образовательных услуг. Создаваемые образовательные комплексы дадут возможность полнее и шире развивать индивидуальные образовательные маршруты учащихся.
— Значит, не стоит волноваться из-за объединения школ?
— Волноваться не стоит ни родителям, ни педагогам. Ничьи права не будут ущемлены.