31 функция нашего мировосприятия
Владимир Пропп. «Морфология волшебной сказки». Лабиринт, 2007 г.
Книга Владимира Проппа 1928 года — одна из главных работ XX века в области изучения фольклора. Казалось бы, если это научный текст, он наверняка скучный, как конспект первокурсника, и интересен только специалистам. Как бы ни так!
Пропп явно писал «Морфологию.» в расчете на более широкий круг читателей, чем ученые и преподаватели вузов. Для этого он выкинул из нее множество таблиц и схем, изменил слог («такое изложение оказалось бы не по плечу рядовому читателю: оно походило на грамматику или на учебник гармонии»), избежал в тексте излишне сложных углублений в детали.
Так что книга — для любого, кому интересна народная культура, кто хочет поглубже в нее зарыться. Но не в происхождение сказки. Пропп здесь — не историк фольклора, о чем не раз оговаривается в тексте, а морфолог: он разбирает сказку на части. И приходит к неожиданному даже для себя выводу: по строению все волшебные сказки исключительно однообразны и исчерпываются тридцать одной функцией персонажей. Не все функции могут встретиться в каждом тексте, но даже при выпадении нескольких порядок взаимодействия остальных никогда не нарушается.
Однако то, что «функций чрезвычайно мало» , не исключает пестроты и красочности сказки. Хотя бы потому, что при этом «персонажей чрезвычайно много». И строгая схематичность не говорит о том, что в сказке народ не творит.
Сказочник всегда свободен в выборе персонажей рассказа, языковых средств, способов действия, что и создает новые сюжеты.
Для широкого читателя книга Проппа хороша не столько научным прорывом. Изначально сказка, как известно, предназначалась не для детей.
Но так сложилось, что ее адаптировали для детского восприятия, и мы встречаемся с ней в самые ранние годы, как только становимся способны понимать услышанное.
И поэтому интересно понять, на какой единой основе стоят все те сюжеты о волшебниках, змеях, мертвой и живой воде, — потому что это один из столпов, на котором с детства держится наше восприятие мира.