Охотники за обиженными душами
Слышала или читала где-то о психологическом эксперименте: фотографию одного и того же человека показывали двум разным группам людей.
Одним сказали, что на фотографии герой, спасший ребенка. Другим — что преступник, на чьем счету несколько жестоких убийств. Попросили охарактеризовать его внешность.
Первые с восторгом описывали волевой подбородок, добрые глаза, мягкую улыбку. Другие разглядели хитрый прищур, оскал, нездоровый цвет лица. Вспоминаю этот эксперимент, когда становится известно об очередном молодом человеке, завербованном запрещенной в России террористической организацией ИГИЛ (ее сейчас еще называют ДАИШ). Взять того же «Джихади-Толика», в котором по видео, где он казнит человека, узнали 28-летнего жителя Ноябрьска Анатолия Землянку. Говорят, что пару лет он жил и учился в Тюмени. Еще до того, как Интерпол объявил молодого человека в международный розыск, журналисты пошли по его следу: беседовали со школьными учителями Землянки, одноклассниками, одногруппниками, людьми, посещавшими одну с ним мечеть, даже с тренером секции по тайскому боксу, где занимался парень. Практически все сошлись во мнении, что тот хоть и казался тихим и неприметным, но что-то такое в нем всегда было. А чуть позже некоторые электронные СМИ опубликовали информацию о том, что консультант спецслужб в области поведенческого анализа Артем Павлов и вовсе пришел к выводу: Анатолий Землянка с юных лет имел предрасположенность оказаться в рядах боевиков.
… — Действительно ли в тех людях, которые вступают в ИГИЛ, изначально есть червоточинка — склонность к насилию, жестокость, внушаемость?.. — спросила я у председателя духовного управления мусульман Тюменской области Зинната-хазрата Садыкова.
— Нет людей без слабостей, поэтому в любом человеке можно развить как положительные, так и отрицательные качества. Вербовщики занимаются тем, что выдают отрицательное за положительное, пользуясь доверчивостью молодежи. Эти люди так трактуют суры Корана и хадисы (предание о словах и действиях пророка Мухаммада — М.С.), среди которых есть аллегоричные, как выгодно им. Приверженцы же истинного ислама опираются в своем учении на классические трактаты богословов-классиков.
— Почему радикальный ислам привлекает многих молодых людей больше, чем ислам, назовем его так, традиционный?
— Представители радикальных религиозных объединений говорят молодым людям: «Ты лучше остальных! Ты достоин! Ты имеешь право!» Они создают в социальных сетях группы под названиями вроде «Тебя обидели?» И находят тех, кому — в силу юношеского максимализма — кажется, что его обидели. Или кого действительно обидели. Вербовщики делают ставку на социальную неудовлетворенность своих потенциальных последователей. Например, нередки случаи, когда женщинам, исповедующим ислам, отказывают в работе только из-за того, что они носят закрытую одежду и платок. В нашем городе недавно произошло подобное: девушку отказались взять на практику в муниципальное детское учреждение только потому, что она ходит с покрытой головой. Если честно, не хочу называть ни имен, ни организаций — по двум причинам. Во-первых, надеюсь, что нам удастся, все-таки, разрешить этот вопрос. Во-вторых, вербовщики охотятся именно за такими случаями и переманивают к себе людей, пока у тех еще свежи в душе обиды.
— Но работодателей, да и обывателей вообще можно в какой-то степени понять: сейчас везде и всюду говорят о том, что мужчины с бородами и женщины в хиджабах могут быть опасны. Причем говорят об этом сотрудники правоохранительных органов — как не поверить?
— Стереотипы появляются тогда, когда нет подлинных знаний о чем бы то ни было. К сожалению, после падения железного занавеса радикальные религиозные веяния, проникшие в Россию извне, стали распространяться по нашей стране быстрее, чем начала заново отстраиваться разрушенная когда-то отечественная мусульманская богословская школа. О необходимости ее возрождения говорит и президент, который поддержал инициативу об учреждении в городе Болгары Татарстана нового духовного и научно-образовательного центра со статусом исламской академии. А пока… Выражение «толерантное отношение» кажется нам уже избитым, однако только толерантным отношением друг к другу мы можем добиться того, чтобы представитель любой традиционной религии чувствовал себя комфортно в том городе, где он проживает. И, конечно, сами верующие люди должны стремиться к тому, чтобы с лучшей стороны показать свою религию тем, кто ее не знает. Неужели, если вы встретите на улице мужчину с благодушным лицом в аккуратной, чистой одежде — пусть с бородой и в тюбетейке, — вы подумаете, что он террорист? Есть такой хадис, в котором говорится: «мусульманин — это тот, от языка и рук которого не страдают другие люди». А речи и действия представителей радикальных религиозных организаций пропитаны жестокостью.
— Велик ли риск того, что вербовать мусульман или желающих встать на путь ислама в радикальные организации могут прямо в мечетях или медресе?
— На сегодняшний день мы знаем всех учителей десяти воскресных школ, которые есть в области. Программы этих школ и учебники, по которым ведется обучение, прошли проверку комиссии при нашем духовном управлении. Мы знаем, о чем говорят имамы на пятничных проповедях в мечетях. И если даже тот или иной человек, задержанный по подозрению в экстремистской деятельности, скажет, что посещал конкретную мечеть, — это еще вовсе не значит, что именно там он проникся радикальными идеями. Чаще всего их пропагандируют в узком кругу, где-нибудь на квартирах.
— Что можно противопоставить этим идеям?
— Конечно, идеи истинного ислама. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Вы не войдете в рай, пока не уверуете, и вы не уверуете, пока не полюбите друг друга. Должен ли я указать вам на то, что если бы вы сделали, то полюбили бы друг друга? Распространяйте мир между вами».