Возвращение Деда Мороза
28 декабря обязательному персонажу новогодних праздников Деду Морозу исполнится 80 лет.
ОТРЕЧЕМСЯ
Захватив в 1917 году власть в России, большевики отказались от религии. Веру в бога и в загробную жизнь они заменили надеждой на мировую революцию. Внедрение нового атеистического мировоззрения и коммунистической идеологии происходило подчас путем принуждения и насилия. Под видом преодоления старых привычек и предрассудков у людей истреблялось свободомыслие, разрушались наработанные веками традиции и нравы. В новом мире не нашлось места Новому году: в 20-е годы XX века елки и Дед Мороз были запрещены. Пролетарские писатели ополчились на новогодний праздник как на старорежимный обычай: «Религиозность детей начинается именно с елки — долой елку и связанный с нею хлам». «Прошлое оставляем позади как падаль», — заявлялось в манифесте ВХУТЕМАС (высшие художественно-технические мастерские). «Возврата к прошлому нет!» — лозунг наркома просвещения Луначарского. Как новую молитву пели: «Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног.»
Уверенность в том, что победить религию возможно в кратчайшие сроки, не покидала руководство большевистской партии и советского государства. Антирелигиозная пропаганда утверждала, что наступил «распад православной церкви, умирает ислам.» Казалось, что в результате двух «безбожных пятилеток (1927-1932 и 1932-1937), в условиях абсолютного превосходства воинствующего атеизма влияние церкви на поселение Советского Союза подорвано окончательно. Считалось, что «с религией уже все покончено», она «не играет уже никакой роли», ее «социально-экономические корни . уничтожены», за нее «держатся только старики и старухи», при этом многие молятся Богу лишь ради страховки, на всякий случай».
Однако органы ОГПУ информировали коммунистических вождей, что не все граждане СССР отказались от старорежимных традиций и продолжают тайно отмечать Рождество: «Елка ушла в подполье.»
ВЕРУЕМ…
Осведомитель Тюменского горотдела НКВД, скрывавшийся под псевдонимом «Дробь», сообщал: «… По Нагорной улице, в доме N 5, где проживает гражданка Михайлова; она, как будто, член горсовета, а раньше была экономкой купцов Колокольниковых, наряжали елку, скрытно привезенную из леса. Окна завешивали одеялами, чтобы никто не видел. За неимением елочных игрушек украшали ветви самодельными куколками, чертями, ведьмами, гномами, клоунами и бумажными цепями. Водили вокруг елки хоровод, пели рождественские и сказочные (так в сообщении — Авт.) песни. По словам., Михайлова имела от Колокольникова ребенка. Удивительно, но уже 15 лет Советской власти в Тюмени, а Михайлова живет спокойно и Рождество отмечает. Ни обысков, ни арестов ничего не было, а хозяйского добра Колокольниковых, наверно, много имеет.»
Убедившись, что часть населения СССР не готова отказаться от новогодних праздников, власти решили поставить елку и Деда Мороза на службу Советской власти.
28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась заметка, подписанная кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП(б) Постышевым: «Давайте, организуем к Новому году детям хорошую елку!» Постышев был одним из самых влиятельных партийных функционеров: в 1931 году как секретарь ЦК ВКП(б), руководивший отделом агитации и пропаганды посетил кабинет Сталина сорок девять раз и провел в нем около ста девяти часов (то есть шел третьим по количеству посещений генсека после председателя Совнаркома СССР Молотова и секретаря ЦК ВКП(б) Кагановича*.
Уже через два дня та же «Правда» с удовлетворением сообщала о грандиозных елках, которые в новогодний вечер засверкают в парках культуры и отдыха. В последний день старого года отреагировала и провинция — корреспондент из Тюмени сообщал: «Многие колхозники сегодня выехали в лес за елкой». В течение четырех дней (включая день опубликования заметки Постышева) был «положен конец неправильному осуждению елки и Деда Мороза» и возрожден дореволюционный праздничный обычай.
НОВЫЙ ГОД ПО ИНСТРУКЦИИ
Как всякое массовое политическое мероприятие (других в СССР просто не существовало), Новый год следовало отмечать по инструкции Народного комиссариата просвещения, опубликованной в справочном пособии Учпедгиза «Елка в детском саду и в школе».
Во вступительной части этого директивного документа подчеркнуто: «. Новогодняя елка должна быть праздником радостного и счастливого детства, созданного в нашей стране огромными заботами партии, правительства и лично товарища Сталина о детях.» Агитпроп ЦК ВКП(б) приспособил народный праздник для торжества коммунистической идеологии. На смену рождественским ангелочкам пришли кремлевские башни, красноармейцы, пионеры, пограничники с дозорными собаками, самолеты, танки, полярные пароходы. Их делали на подставках или прикрепляли к елке с помощью металлических прищепок, чтобы дети могли играть с этими игрушками. Елочные шары с изображениями Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина выпускали недолго, видимо, решили, что негоже вождям болтаться на веревочках. Дед Мороз, по замыслу авторов инструкции, своим внешним видом и облачением (борода, шуба, валенки, посох) «должен больше походить на доброго красного партизана — героя революции и гражданской войны».
Инструкция утвердила процесс украшения новогодней елки сверху вниз: «Необходимо на верхушку елки поместить пятиконечную красную или серебряную блестящую звезду. На верхних ветках лучше повесить на самые концы легкие, блестящие украшения, а по контуру веток положить нити серебряного инея. На средних ветках надо вешать такие игрушки, которые не требуют близкого и детального рассматривания, например, бонбоньерки, хлопушки, крашеные шишки, бутафорские овощи и фрукты, а на краях ветвей — аэропланы, парашюты, птички, бабочки и т.п. . На нижних ветках ближе к стволу можно расположить в веселых позах слонов, обезьянок, зайчиков, кукол. Необходимо сохранить изобилие и разнообразие приятных для глаз вещей в самом необычном их соседстве — парашют и медведь, бабочки и хлопушки и т.п.
Особое внимание нужно уделить декорированию подножия елки. Сказочность и необычность этого чудесного дерева должна быть сохранена целиком. Можно положить на пол немного белой материи и закрыть подножие елки ветками, можно устроить с одной стороны берлогу, а с другой — хоровод зайчишек.»
Рекомендации по организации новогодних вечеров для взрослых напоминали повестки партийных и производственных собраний, посвященных «. подведению трудовых итогов и результатов отчетного года, обсуждению международного положения, развитию критики и самокритики.»
Но главным требованием взрослой новогодней инструкции 1937 года стало «повышение бдительности и участие в борьбе с троцкистско-зиновьевскими извергами.» Не случайно появление помощницы Деда Мороза — внучки Снегурочки. По замыслу организаторов советских новогодних праздников она «контролирует поведение своего старого деда».
На первый взгляд, возвращение старорежимного обычая в советскую культурную традицию в суровую эпоху тридцатых годов может показаться удивительным. Однако следует учесть, что «реабилитация» елки и Деда Мороза произошла через месяц с небольшим после того, как на Первом Всесоюзном совещании стахановцев Сталин произнес знаменательную фразу: «Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее». В том же 1935 году поэт Виктор Гусев написал: «Песню советских школьников», цитата из которой — «За детство счастливое наше спасибо, родная страна!» -на долгие годы стала самым известным детским лозунгом. Возвращение елки и доброго, дарящего детям подарки «партизанского» Деда Мороза как нельзя лучше соответствовало пропаганде идей счастливого детства.
Веселясь вокруг разукрашенного по инструкции хвойного дерева, уже мало кто вспоминал недавний запрет на елку и Деда Мороза. Однако теперь они выступали в новом качестве — персонажи не рождественского, а светского новогоднего праздника. И на верхушке елки горела не Вифлеемская звезда, когда-то приведшая волхвов к младенцу Христу, а символ Советской власти — красная пятиконечная звезда, ассоциирующаяся со звездами, горящими на башнях московского Кремля.