Время тех, кто меняет наш мир
709 нетрудоспособных на тысячу трудоспособных, таким, по оценкам Госкомстата, станет коэффициент демографической нагрузки к 2016 году. А еще через десять лет, даже по самым оптимистичным прогнозам, он достигнет 800-850 человек.
Тем, кто сейчас юн, в скором времени придется взять на себя ответственность государственного масштаба по повышению производительности труда, его рентабельности и эффективности. Смогут ли они это сделать? Захотят ли? Те, кто работает с молодежью, этими вопросами должны задаваться уже сегодня.
Об итогах реализации приоритетных направлений молодежной политики в Тюмени мы говорили со Светланой Субботиной, заместителем директора городского департамента по спорту и молодежной политике.
МОЛОДЕЖЬ ОТ И ДО
Согласно официальному названию и нормативным документам, молодежь — это люди от 18 до 30 лет. Но в городском департаменте по спорту и молодежной политике смотрят шире. Занимаются не только с молодежью, но и с несовершеннолетними — как школьниками, так и дошкольниками.
— Все начинается с детства, — говорит Светлана Субботина, -чем раньше мы создадим условия для формирования определенного набора компетенций, тем больший эффект получим. Мы даже внесли изменения в структуру: создали при департаменте комитет, в котором работают два сектора: дополнительного образования и сектор по работе с молодежью.
— И с какими возрастными категориями приходится работать чаще?
— Точно подсчитать трудно, да и есть ли в том необходимость? Мы же говорим о единой молодежной политике. Но можно сказать, что только по муниципальному заданию 19200 детей пользуются услугами дополнительного образования в учреждениях молодежной политики. Еще 5700 занимаются на платной основе. Но это учтены лишь посещения занятий. А есть еще и массовые мероприятия. Так что охват получается многоразовый. Кроме того, мы заключили договоры со школами, ссузами, вузами и находимся с ними в постоянном взаимодействии. Мы одними из первых начали выполнять указ президента РФ об интеграции общего и дополнительного образования и вышли к образовательным учреждениям навстречу со своими проектами — физкультура по интересам, безопасность жизнедеятельности, анимационные студии для малышей…
ДАЕШЬ БОЛТЫ И ГАЙКИ!
Традиционно родители делят услуги дополнительного образования на платные и бесплатные. Преимущества вторых, особенно в период кризиса, кажутся неоспоримыми. Но это справедливо, только если отталкиваться от наличия денег в кошельке. Если же на первое место ставить качество, то ситуация становится не настолько очевидной.
— Светлана Викторовна, почему у родителей складывается впечатление, что все услуги в дополнительном образовании — платные? А что говорит статистика?
— Может быть потому, что предоставление услуг на платной основе увеличилось за последний год почти в два раза, хотя количество мест, предоставляемых по муниципальному заданию, не снижается. Мы стремимся повышать качество услуг, расширять их спектр, приглашать высококвалифицированных специалистов. Должно же быть право выбора — какую секцию, кружок, студию предпочесть? Но жалобы на то, что трудно устроить ребенка на занятия на бесплатной основе, были, есть и, наверно, будут. В каждом конкретном случае надо разбираться в причинах. Есть категории людей, которым услуги предоставляются на льготной и бесплатной основе, например, малообеспеченным, многодетным семьям, инвалидам.
Мы разработали сайт www. dsimp, где размещены контакты всех 33 подведомственных учреждений. Можно зайти на страничку, выбрать интересующую группу, оставить свои координаты и с вами обязательно свяжутся. Можно это делать в начале учебного года или сейчас. Интересы детей меняются, могут появиться и вакантные места.
— Какие направления самые востребованные?
— Мы выделяем шесть основных направлений деятельности: художественное, физкультурно-спортивное, экологическое, естественно-научное, туристско-краеведческое и социально-педагогическое. Традиционно самым востребованным является художественное. Оно включает в себя занятия по развитию мелкой моторики (рисование, лепку, разные виды рукоделия), хореографию, вокал, музыку. Как бы мы ни развивали естественно-научные и технические виды деятельности -робототехнику, легоконструирование, веб-дизайн, анимацию, телевидение, — приоритет все равно остается за художественным направлением. Здесь, пожалуй, чаще появляются и новые классы. Сейчас популярны чердачная кукла, квилт, пайетки. Кстати, мало кто знает, что технология работы с пайетками — настоящий тюменский бренд, его разработала Ольга Мальцева, преподаватель центра «Вероника». В «Ровеснике» в этом году появилась еще одна авангардистская технология -оформление картин с использованием болтов и гаек. Направление, представляющее собой симбиоз технического и художественного творчества. Смотришь на картину и словно погружаешься в мир старых вещей, хочется бесконечно рассматривать каждую деталь.
МОДУЛИ РЕШАЮТ ВСЕ
Светлана Субботина считает главным новшеством уходящего года модульные программы.
Они соединяют несколько смежных направлений.
Проблема любой узкой специализации заключается в «текучести кадров». Увлечения детей меняются, и они перестают посещать занятия. Модульные программы позволяют расширить круг интересов. Например, в программу «Эврика» включены художественная, естественно-научная, социальная и техническая составляющие: например, можно заниматься прототипированием, создавать модели в 3D, затем по своим же чертежам модель изготовить, оформить, найти ей применение. Потом — составить собственную презентацию, грамотно, логично ее преподать. Так развиваются лидерские качества и коммуникативные навыки.
У нас уже принято 19 модульных программ. По ним можно работать весь год, а на следующий — выбрать одно из направлений и изучать его глубже. Например, из прототипирования перейти в веб-дизайн, стать разработчиком сайтов. Так легче определить круг своих интересов.
Пожалуй, самое сложное — сделать правильный выбор. Приходит, например, подросток и говорит: «Хочу быть тележурналистом», но специальность представляет плохо. Думает, что одной внешности достаточно. А надо еще попробовать себя в кадре — стенд-апом, взять камеру, научиться брать ракурсы. Пройдя все модули, легче определить, какая работа по душе, по способностям.
Модульные программы позволяют выйти на предпрофессиональные программы, пройти дополнительные специализированные курсы, необходимые в той или иной профессии, повысить качество знаний, приобрести умения и навыки.
Мы и раньше говорили, что главное — социализация ребенка. Но что для этого предлагали? Несколько лет подряд ходить в один и тот же кружок? Модульные программы дают больше возможностей познать себя.
Еще один пример интеграции -развитие дополнительного образования в рамках средового подхода. Мы становимся синергистами всех образовательных, воспитательных и развивающих центров. Изучаем среду, в которой живет подросток, и создаем социальный паспорт каждого ребенка, выстраиваем траекторию его развития.
… И ШКОЛА МОЛОДЫХ АДМИНИСТРАТОРОВ
Хорошо, когда тебе предлагают что-то новое. Но еще лучше, если ты это предлагаешь сам. Такой подход выбрал департамент по спорту и молодежной политике. Вот как об этом говорит Светлана Субботина:
— Системно построена работа с детскими общественными организациями. Волонтерские объединения есть и в клубах, и в школах. Они могут разрабатывать проекты и подавать заявки на гранты. В 2015 году 22 такие работы получили грантовую поддержку. Например, ребята предложили разместить возле остановочных комплексов информационные карты, обозначить, какие есть в данном районе интересные здания, парки, скверы, дома, где жили знаменитости. Потом эти данные они связывают единой темой, и получается экскурсионный тур. Дети сами его разрабатывают, находят всю необходимую информацию и водят бесплатные экскурсии.
Благодаря новым подходам к отбору в 2015 году реализовано более 30 молодежных проектов, таких как марафон «Счастливая семья», этнофестиваль «Небо и земля», городской фестиваль свадебно-семейного видео «ПРО семью», городской семейный фестиваль «Планета счастья».
Департамент по спорту и молодежной политике объединяет свои усилия с вузами и общественными организациями — примером такого сотрудничества может служить социально-просветительский проект «Открытая школа права», который реализуется при поддержке ТюмГУ, Тюменского отделения ассоциации юристов России, «Авторадио», правового портала «Культура права.рф».
На новый виток развития вышел и проект «Молодежная администрация города Тюмени». Желающие войти в ее состав подавали заявки через сайт администрации города. В результате отобрали 75 человек, в основном старшеклассников, студентов и работающую молодежь. Работа выстроена по семи направлениям, соответствующим деятельности департаментов администрации города. Участников тоже разделили на семь групп, в каждой — свой лидер и куратор.
— Через эту деловую игру, — продолжает Светлана Субботина, — молодые люди активно вовлечены в решение социально-экономических вопросов жизни города. Они самостоятельно выявляют проблемные точки, предлагают пути решения, создают модель развития города. Недавно мы обсуждали предложенные молодежной администрацией модели действий на форсайт-конференции. Форсайт — это технология стратегического развития. Обсуждение проектов на этой площадке продлилось почти три часа. На конференции присутствовали кураторы из департаментов администрации города. Вначале конференцию вел Александр Моор, глава администрации города, затем полномочия модератора он передал Вере Соловьевой, заместителю главы администрации города.
Активно развивается и молодежное добровольчество. В центре «Дзержинец», например, проходят информационные семинары, тренинги, сборы волонтерских отрядов. В этом году появились новые социальные проекты «Живи, малыш», «Тысяча и одна жизнь» (совместно со станцией переливания крови), создан сводный отряд «Кибер-волонтеров». Добровольческое движение поддерживает и государство — волонтеры могут воспользоваться бонусами при поступлении в вузы.
ПАТРИОТИЗМ В НОВОМ СТАТУСЕ
Совсем недавно о патриотизме и любви к родине было не принято говорить. Кому-то это казалось наигранным и неискренним, кому-то смешным. Но, по мнению Светланы Субботиной, в последние годы отношение подростков и молодежи к тема патриотизма меняется.
— Мальчишки не стесняются произносить слово Родина, Россия, у них появилась гордость за страну, — говорит она. — Слышала недавно, как мальчики 12-13 лет, которые пришли на финальный концерт фестиваля «Димитриевская суббота», с восхищением говорили: «Вот это парни поют, вот это патриоты!» Раньше мы спрашивали: «Хочешь ли ты служить в армии?» — и часто получали отрицательные ответы. Сейчас высказываний «Я не хочу служить» или «Я не готов идти в армию» почти не услышишь. Более того, старшеклассники ходят на курсы допризывной подготовки. Они хотят служить, стремятся к этому.
В рамках патриотического воспитания молодежи у нас реализуются социальные и гражданско-патриотические проекты «День призывника», «Тепло родного дома», «Весенняя неделя Добра», «Георгиевская ленточка», «Мой подарок ветерану», фестиваль «Виват, Россия!» и другие. Активно развиваются различные направления добровольной подготовки к военной службе, в том числе военно-прикладные и спортивно-технические секции.
Мы не можем не реагировать на вызовы времени. И мы умеем блокировать негативные процессы. Не знаю, как дела обстоят в других городах, но меня радует, что в Тюмени нет конфликтов на национальной почве. Большую работу среди подростков проводит, например, Эдвард Гиносян, руководитель центра «Град». Он объясняет, что личные качества человека не зависят от того, к какой национальности он принадлежит.
Примером внедрения системных инноваций в сфере гражданско-патриотического воспитания стал проект «Безопасность жизнедеятельности». К сожалению, мы видим, что дети не подготовлены к современным жизненным условиям, не знают, как действовать в сложных ситуациях социального и техногенного характера. Мы стали инициаторами проведения городского конкурса санитарных постов, открыли «Академию безопасности» на базе загородного лагеря «Алый парус». Общая численность слушателей академии в этом учебном году 150 человек.
Гражданско-патриотическое, семейное воспитание, здоровый образ жизни являются приоритетными направлениями нашей деятельности. При всем их, казалось бы, различии, цель у них одна -воспитать гражданина, вырастить здоровое поколение.
ГЛАВНОЕ КАЧЕСТВО
— Так какой же мы хотим видеть молодежь? Какими качествами она должна обладать, чтобы быть успешной через год, через 1015, 20 лет?
— Какими качествами должны обладать и ученый, и простой рабочий? Есть вечные ценности. Любовь к людям, к жизни… Лидерские способности не для всех важны, главное — самореализоваться, раскрыть то, что в тебе заложено. Как поется в одной песне: «Главное качество в жизни — быть Человеком!»
***
фото: Энергия молодости — в танцы;Заседает молодежный парламент;Хореографические занятия в центре «Грация»;Робототехника — новое увлечение школьников;Занятия в центре допризывной подготовки.;Занятия в центре допризывной подготовки.