Не такие уж они и страшные
… В кабинет к себе он почти никого не пускал, и по институту ходили смутные слухи, что там масса интересных вещей. Рассказывали, в углу кабинета стоит великолепно выполненное чучело одного старинного знакомого Кристобаля Хозевича, штандартенфюрера (С, в полной парадной форме, с моноклем, кортиком, железным крестом, дубовыми листьями и прочими причиндалами. Хунта был великолепным таксидермистом. Штандартенфюрер, по словам Кристобаля Хозевича, — тоже. Но Кристобаль Хозевич успел раньше. Он любил успевать раньше — всегда и во всем.
(А и Б Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу»).
… Таксидермия — очень необычный вид искусства. И даже такой харизматичный персонаж, как маг и чародей Кристобаль Хунта, в глазах общественности не добавляет очков обаяния своим коллегам из реальной жизни. А все потому, что мы привыкли побаиваться и, в связи с этим, недолюбливать тех, чья профессия или хобби связаны со смертью или тем паче телами умерших. Пусть даже речь не о людях, а всего лишь о белках и зайчиках. Отсюда же и суеверие, гласящее, что чучело в доме приносит несчастья.
— Интересно, почему чучело из шкуры одного погибшего зверька навлекает беду, а шуба, на которую пошло минимум 40 умерщвленных норок — повод для большой радости? — иронизирует таксидермист Ильнур Халитов, сотрудник кафедры зоологии и эволюционной экологии животных института биологии ТюмГУ.
ХЕДВИГ И ЮНЫЙ ТАКСИДЕРМИСТ
По словам Халитова, в Америке, например, в каждом штате по два десятка самобытных школ таксидермии, и вообще этот вид искусства очень востребован в качестве хобби у местных жителей. В особенности на тех территориях, где активная охота. В России же мастерство изготовления чучел постепенно забывается и теряет актуальность.
Конечно, специалисту виднее, но я бы все же поспорила: когда два с половиной десятка человек встают в субботу рано утром и по морозу добираются до заречных микрорайонов — это дорогого стоит. А ведь именно столько слушателей пришло на первое занятие школы таксидермии. Причем среди интересующихся чучелами было много юношей и девушек как студенческого, так и старшего школьного возраста.
Они с интересом прослушали вводную лекцию, задали вопросы об инструментах и приспособлениях, которыми лучше пользоваться для изготовления чучел. А потом с явным восторгом прогулялись по помещениям зоологического музея при кафедре и выслушали комментарии таксидермиста и научного сотрудника Александра Парфенова.
— А тебя я, кажется, уже видел, -кивнул экскурсовод светловолосому подростку.
— Я уже третий раз в музее, -признал семиклассник Денис. -Мне нравится таксидермия. И… -он сверкнул глазами в сторону стенда с чучелами. — Я хочу себе сову.
— Все-таки живую, или чучело тоже подойдет? — уточнила любопытная я.
— Чучело даже лучше, — авторитетно заметил Денис.
Да, это вам уже не Гарри Поттер.
ЗООЛОГИЧЕСКИЙ ЮМОР
Нужно признать, что Александр Парфенов недаром имеет славу бессменного экскурсовода зоомузея при кафедре — регулярное общение со школьниками позволило ему выработать потрясающее умение держать внимание аудитории, не давая отвлекаться. Он рассказывает сказки, вспоминает сюжеты из фильмов и мультфильмов, травит байки и все это обильно пересыпает зоологическими фактами, которые накрепко застревают в памяти. Конечно, юмор Александра Парфенова в какой-то мере черный, но он это объясняет просто: «Зоологи — люди особые, у них свой взгляд на мир». Впрочем, шутки от этого не становятся менее смешными:
— Вот этот волнистый попугайчик был питомцем моих детей. Однажды они насыпали ему на пол каких-то крошек, а я не заметил и наступил. Плачу было. Но с другой стороны, ведь эти птички живут всего 10-12 лет, а в музее он уже 31 год стоит. Я ему, можно сказать, долгую жизнь подарил.
— Киплинг. Акелла промахнулся! Вожаком волчьей стаи всегда является самка. Она по мере необходимости делегирует полномочия то одному, то другому самцу. Он может сколько угодно бить себя лапой в грудь, но фигушки -что женщина скажет, то и будет делать. Все как у людей.
Впрочем, шутки шутками, а школа таксидермии — мероприятие более чем серьезное. И, по словам Ильнура Халитова, цель его не только в том, чтобы вовлечь в профессию новичков.
И НЕМНОГО СЕРЬЕЗНОСТИ
— Мы знаем, что немногие из пришедших заинтересуются изготовлением чучел всерьез, — говорит Халитов. — В первые же минуты вводной лекции, когда мы показываем слайды, можно заметить на некоторых лицах отвращение, возникающее при виде препарированной тушки. Те, кому это зрелище кажется слишком тяжелым или отталкивающим, не смогут делать чучела. Но наша цель не столько в наборе учеников, она больше просветительская. Нас, таксидермистов, многие считают аморальными и жестокими. Я хочу развенчать этот миф, -объясняет мастер. — Значительная часть животных, в итоге превращающихся в чучела, погибает либо от естественных причин, либо от болезней, либо от столкновения с явлениями прогресса -они попадают под машину или запутываются в электропроводах. Их тела бы просто валялись на дороге и истлевали, а мы действительно дарим им в каком-то смысле вторую жизнь. Или вот филин — его к нам принесли люди, сбившие его машиной. Два месяца мы его выхаживали, потом пострадавшее крыло все же пришлось ампутировать. И он прожил у нас еще два месяца, прежде чем скончаться. Все это время студенты ловили для него мышей и стреляли воробьев. Или вот питон -когда он заболел, хозяева попытались лечить его самостоятельно, но дали змее неправильную дозу лекарств. Теперь и филин, и питон в музее — их могут видеть школьники и студенты. Они простоят так долгие годы! К примеру, в нашем музее одно чучело (южноамериканский дятел) датировано 1829 годом. И не факт, что оно самое старое — когда нам передавали экспонаты из Ленинграда, часть из них пришла без документов, и мы просто не знаем, когда они были созданы. Конечно, есть в коллекции и звери, отстреленные охотниками. Но, во-первых, котлеты-то все едят, и ничего. А во-вторых, охотники — это вам не браконьеры, они действуют не только по закону РФ, но и в согласии с законами природы. Например, есть в стаде оленей вожак. Он в весенних игрищах всех других самцов побеждает и самок покрывает — потомство будет от него. Все, он с точки зрения эволюции свою задачу выполнил. Охотник может его застрелить. А вот если этого не произойдет, и один вожак несколько лет подряд будет покрывать всех самок — это для стада плохо: генетического разнообразия станет меньше, начнутся болезни.
… Изменить сложившиеся представления человека о чем-то сложно, но можно. Во всяком случае, после прогулки по музею ни один из потенциальных учеников не решил прервать занятие — на практическую часть, изготовление чучела сойки, явились все. Пока не известно, сколько из 25 человек решили учиться таксидермии всерьез. Но, вероятно, предубеждения к мастерам-чучельникам у всех побывавших на занятии и впрямь поубавилось.
***
фото: Манул — звезда Интернета — уже не тот;Александр Парфенов.