Говорит и показывает художник
Сергей Ракутов, художник театра и кино, работал на съемках двух десятков фильмов и сериалов. За картины «Garpastum» и «Бумажный солдат» его номинировали на кинопремии «Золотой орел», «Золотой овен», «Ника» и «Белый слон». Он принял участие в четырех десятках художественных выставок. А его работы разлетелись по миру — в частные коллекции жителей Польши, Чехии, Болгарии, Финляндии, Дании, Германии, Франции, США, Канады и так далее.
Карьеру театрального художника Сергей Ракутов начал в тюменском драматическом театре — в 1993 году работал над спектаклем для детей «Снежная королева». До сих пор эскизы костюмов и декораций хранятся в архивах театра, вместе с другим имуществом переехали из старого в новое здание, не потерялись. Так что ноги успеха Сергея Эдуардовича из родного города растут.
Правда, полноценных выставок в Тюмени до сих пор удалось устроить только две (это из четырех десятков-то!). Но теперь их уже три: новая экспозиция открылась в конце прошлой недели в холле четвертого этажа театра драмы. История спустя 22 года сделала круг и вернула художника в тюменский театр.
Он показывает более двухсот работ — результат двухлетней подготовки экспозиции «Кино и театр. Живопись и графика». Первые зрители — в основном, актеры театра, которые не раз работали с Ракутовым. Например, Сергей Белозерских рассказал, что играл в той самой «Снежной королеве».
— Я первый человек, для которого были специально приготовлены костюмы по его эскизам, -вспоминает Белозерских. — Я очень рад, что Сережа приехал в наш город. Хотя он никогда его и не покидал: корни его отсюда.
Сам художник рассказывает, что изначально планировал открыть выставку в музее изобразительных искусств. Рассчитывал, что она получится узкоспециализированной — для тех, кто понимает техническую сторону киноискусства и съемочного процесса или крепко ими интересуется. Сергей Эдуардович готовил эскизы к съемкам, раскадровки, фоторепортажи с киноплощадок, словом, весь тот остаточный материал, которого широкой публике не видно, но который художнику всегда жалко хранить в столе — это же самое интересное! А в результате все поменял: место раскадровок и киношных эскизов заняли графические и живописные работы. Казалось бы, теперь уже точно дорога в музей, но нет, экспозиция открывается в театре, и у всех присутствующих — полное ощущение, что картины оказались в нужном месте. Где еще уместнее прозвучат рассказы о театральных и киношных эскизах, где еще душевнее примут создателя костюмов и декораций?
К тому же, эскизы и картины -это только визуальная часть программы: на открытии (так и хочется сказать: «на премьере») в ход идут подробности процесса съемок, всевозможные байки, на которые Сергей Эдуардович мастер. Он сыплет известными именами (Сергей Жигунов, Александр Аравин, Алексей Герман-младший и так далее), рассказывает случаи из практики, а отзывчивая публика и поддерживает, и сопереживает, и смеется.
Так что все сложилось правильно: его здесь понимают. Директор театрального музея Надежда Васькова не просто так заметила, что в сегодняшнем мире, который по большому счету отдан дизайну, художник театра или кино отходит на второй план. Обыватель о нем не думает и его не знает. Между тем, художник остается особенным человеком, который решает, что мы увидим на экране или на сцене.
Сергей Ракутов добавляет, что и киновыставка его тоже готова: теперь надо лишь получить приглашение и место для экспонирования. Пока планирует показать часть этих материалов в Доме кино в Екатеринбурге в следующем году, но подозревает, что часть будет небольшой, потому что все просто не поместится. Так может, в родной Тюмени для нее найдется место? Будем надеяться.
Пока же вниманию публики, что приходит на спектакли в театр, предлагается работающая экспозиция. Яркая, праздничная, с городскими картинками, портретами шутов, сказочных и мифических персонажей, эскизами сценических костюмов. Она работает до 15 февраля.
***
фото: Эскиз к сериалу «Пираньи».