Под крышей дома твоего
У Владимира Николаева есть слабость — крыши. В каком бы коттеджном поселке ни побывал — старается увидеть их как можно больше.
— Едешь — голова кружится, -рассказывает он, — чего только хозяева ни придумают. А все равно старинные крыши сделаны с большим умом.
Сколько он сам их собрал — не упомнит. В прошлом году с бригадой в Каскаре перекладывали кровлю на шести пятиэтажках. Но это крупный заказ, а чаще всего -работа у частников: баню поставить или дом, обшить их изнутри и снаружи, всевозможная мелкая отделка… За 20 лет Владимир Федорович делал все! Теперь утверждает, что только приходит на объект, уже представляет, как там все будет после ремонта.
А в 1995 году 30-летний Владимир только учился. После тяжелой работы садчика на кирпичном заводе получил квартиру, можно было вздохнуть чуть свободнее, выбрать дело по душе. Первую крышу строил — над бригадой молодых плотников стоял старый: специально вызвали из деревни деда-наставника, который указания давал да чай попивал.
Тогда уже цвел рынок, работяги клеили объявления по подъездам, искали заказы, брались за любые: линолеум постелить, замки поменять. Вечеровали. Сейчас, говорит Владимир Федорович, тоже готовы пахать до самой ночи, пока есть свет, только вот на мелочь уже не отвлекаются. Теперь Николаев сам бригадир, сам собирает работников, договаривается с хозяевами. Говорит, что хоть объемные объекты вроде крыш не такие прибыльные, как мелочь, зато у бригады такая работа спорится: сдают раньше срока, переходят на новые. Да и конкуренция на рынке отделки выросла — все берутся отделывать!
Изменился заказчик, больше стало фантазии. Читает журналы, видит по телевизору. Нанимает дизайнеров. Те особенно любят гипсокартон: трехуровневые потолки, скругленные углы, всевозможные ниши — все это строят отделочники. Но Владимир Николаев подчеркивает: ни разу ему не дали задание, которое он не знал бы, как выполнить. Другое дело — вкус. А по вкусу ему натуральное дерево. Его натуральный цвет и запах, его податливость и пластичность. Появились новые материалы, тот же гипсокартон, МДФ, и вполне закономерно, что дерево стало считаться дорогим. Но, к счастью, поклонников у него не убывает.
Владимиру Федоровичу этот вкус привился сам собой, родители работали в колхозе, так что профессиональный путь — целиком его выбор. А вот дочку Николаев приводил на объекты, маленькой она испытывала построенное отцом: грелась на полках, пока мужики затапливали баню впервые.
Возраст 50 лет — еще работать и работать, говорит Владимир Федорович. Было бы терпение да жилы крепкие. Собирается и себе, наконец, поставить сруб в деревне. С исключительно классической кровлей.
— Иной раз смотришь: четырехскатка да еще с мансардными окнами — там одни углы и коньки! Или ни карнизов, ни фронтонов, ни водостоков у крыши: будто надели на дом тесную шапочку, а из-под нее торчат в разные стороны волосы. Нынче перебирали одну такую — сделали с карнизами, как полагается. Так дом тут же преобразился! От крыши зависит очень многое!
***
фото: Владимир Николаев;Работа мастера.