Навыки выживания не помешают
Мне всегда странно глядеть на школьников из военно-патриотических классов. Подростки в военной форме — такое зрелище нормального взрослого должно вгонять в оторопь.
Нескладные долговязые мальчишки. Девчонки со строгими прическами, но подкрашенными ресничками. Прямые спины. Горящие глаза! И полное непонимание того, что происходит с людьми, когда война начинается взаправду, а не понарошку.
… В 1945 году 21-летняя Мария Цуканова погибла во время десанта в корейский порт Сэйсин (ныне Чхонджин). Она была медсестрой 355-го батальона морской пехоты: выносила раненых из-под пуль и в том бою спасла 52 человека. И погибла. Похоронена в братской могиле советских воинов в городе Чхонджин.
Посмертно получила звание Героя Советского Союза «за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с японскими империалистами и проявленные при этом отвагу и геройство».
Она была нашей землячкой -родилась в деревне на территории нынешнего Абатского района. Теперь в честь Марии Цукановой назван ежегодный городской конкурс санитарных постов -в нем участвуют школьники, дополнительно занимающиеся по двум программам «Безопасность жизнедеятельности» и «Добровольная подготовка к военной службе». Ребятишки от 11 до 17 лет, объединившись в «санитарные посты» по пять человек, бегают по коридорам драматического театра «от станции к станции» — известная всем форма проведения такого рода конкурсов, — отвечают на вопросы по методам первой помощи и наглядно демонстрируют навыки на манекенах.
Они работают слаженно, ощущают себя частью команды. Им весело.
А у меня холодок по спине.
— Разумеется, никто не ожидает, что школьники начнут помогать пострадавшим при чрезвычайном происшествии, если таковое вдруг произойдет, — успокаивает меня Сергей Перелыгин, майор запаса и преподаватель дополнительного образования детского клуба «Алый парус». — ЧП, а тем более боевые действия — это, в первую очередь, повод для эвакуации детей. Но уметь оказывать первую помощь все равно надо. Эти навыки пригодятся во взрослой жизни тем, кто после школы выберет медицинскую или военную карьеру или захочет стать сотрудником МЧС. Да и в обычной жизни уметь обработать рану, наложить шину на сломанную руку или отличить съедобный гриб от несъедобного — важно. В конце концов, медицинские знания полезно иметь просто так, на всякий случай. Я вот всю жизнь учился тому, что нужно для войны. Конечно, очень хорошо, что войны не случилось, но так же хорошо, что кто-то к ней на всякий случай готовился.
По словам Сергея Перелыгина, в городе две сотни школьников, из которых сформирована 41 группа «БЖД» и «ДПВС». Каждая из них предоставляла «санинструкторов», поэтому пришлось разделить «посты» на те, в которых ребятишки до 14 лет, и те, в которых старше 14-ти. Оценивали их отдельно, к старшим требований предъявлялось больше.
На десятке «станций» третьекурсники медколледжа задавали вопросы и выслушивали ответы: для них первая помощь — давно пройденный этап. В жюри заседали: Ольга Тарасова, начальник отдела по воспитательной работе колледжа, и Ольга Павлова, депутат городской Думы и главный педиатр области. К сожалению, Олег Нестеров, заведующий учебным отделом станции скорой помощи, в этом году присутствовать не смог. Но и без учебных моделей скорой школьникам было на чем демонстрировать полученные навыки — медколледж предоставил свои манекены. Немного устаревшие и оттого пугающие, гипертрофировано реалистичные. Но ребят это, кажется, не смущало.
— Приятно удивили ребятишки 11-12 лет, — говорит Ольга Тарасова. — Многие из них отвечали очень хорошо, и главное — в глазах у них интерес к теме. Надеюсь, лет через пять они поступят к нам.
А вот подростки представителя медколледжа немного разочаровали: плохо разобрались с темой переломов и не знали, когда можно передвигать пострадавшего, а когда нет.
— Также в ответ на вопросы об ожогах и обморожениях дети выдавали несколько устаревшую информацию, — отмечает Тарасова. — Но это, видимо, им учебники давно не меняли — значит, пора обновить.
… Неожиданно ловко школьники справились со сложными заданиями вроде сердечно-легочной реанимации или накладывания жгута для остановки кровотечения. А вот, казалось бы, простое задание — съедобные грибы, ягоды и растения Тюменской области — многие провалили. Причем называния ребята выкрикивали бойко: «Подосиновик! Подберезовик! Клюква! Дикий лук!» Но опознать те же растения на картинке — не смогли. Малину путали с клубникой, на чернику и морошку вовсе смотрели удивленными глазами.
— Мне кажется, дети просто мало бывают на природе, потому и не знают, как выглядят местные растения, — предполагает третьекурсница Татьяна Воробьева, распоряжавшаяся на тематической станции.
Я склонна с ней согласиться. София Рохманюк, одна из школьниц, легко опознавших ягоды на картинке, рассказала, что живет на Лесобазе и бывает на природе практически каждые выходные, а родители познакомили ее с местной флорой еще в детстве. Видимо, подавляющему большинству школьников не так повезло. А значит, навыки выживания им и впрямь не помешают.
***
фото: Кадетский класс школы N 91;Сергей Перелыгин;Класс «Гвардии дети» отвечает на вопросы о сердечно-легочной реанимации.