Помочь детям особого мира
На 5000 детей-инвалидов в Тюмени приходится около 2200 детей с неврологическими и психиатрическими расстройствами.
Статистика детской инвалидности, связанной с ментальными нарушениями, настолько условна, что даже специалистам трудно сходу сориентироваться — много их или мало. Общество почти признало: инвалиды существуют. Почти смирилось с тем, что есть слепые, глухие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Но сложней всего дается признание прав людей с психическими заболеваниями. Мешает устойчивый человеческий страх: нет ничего страшнее, чем лишиться разума. Но не одна сотня тюменских семей борется с этой болезнью ежедневно. Тяжело, когда психическими болезнями страдает взрослый человек, но многократно тяжелее, когда их диагностируют у ребенка.
Как живется этим детям? Как адаптирована к ним система дошкольного и школьного образования? Об этом говорили на региональной конференции «Форум действий», которую проводило тюменское отделение Общероссийского народного фронта. Дискуссионную площадку, посвященную сфере образования, вела Ольга Ройтблат, директор ТОГИРРО. О проблемах обучения и воспитания детей с ментальными нарушениями рассказывала Маргарита Суворова, директор центра «Открой мне мир».
Известно, что диагностировать психические заболевания сложно. Необходима система длительного наблюдения. Врачи делать выводы не торопятся, успокаивают родителей — ребенок вырастет, все изменится. Но идут годы, а картина к лучшему не меняется. И большую часть времени родители остаются с этой бедой наедине. Все только усугубляется, когда приходит пора отдавать сына или дочь в школу.
— Образовательная среда не адаптирована к детям с ментальными нарушениями, — говорит Маргарита Суворова. — Даже в программе «Доступная среда» этот вид инвалидности не участвует. Кроме того, каждому такому ребенку для инклюзивного образования необходим тьютор. В Тюменской области пока нет ни одного такого специалиста. Нет даже механизма оплаты их труда. Если, например, выделить для тьютора ставку дефектолога, то оплата будет ниже, чем в среднем по школе, а работа эта — очень сложная. В Москве, например, тьюторы получают 2-3 ставки.
Может быть, выход в том, чтобы сами родители становились тьюторами для своих детей? Маргарита Суворова считает, что это не совсем правильно. Ведь они имеют право работать по специальности, которую получили в вузе, а сопровождением ребенка должны заниматься специалисты.
Не меньше сложностей в социализации и обучении детей испытывают и семьи, в которых воспитываются дошкольники с ментальными нарушениями. По подсчетам центра «Открой мне мир», таких семей в Тюмени около двухсот. Каждая находится в тяжелейшей жизненной ситуации, которую, по словам Маргариты Суворовой, можно охарактеризовать как «финансовый и семейный крах». Отцы не выдерживают психологического и материального прессинга. Матери, как правило, бьются за своих детей в одиночку.
Хотя первые примеры движения навстречу детям есть. В недавно открытом третьем корпусе детского сада N 1 34 по улице Эрвье создана группа кратковременного пребывания, куда ходят разновозрастные дети-аутисты и дети с синдромом Дауна.
— Мы готовы принимать таких ребятишек, — говорит Елена Пуртова, заведующая детским садом, -но столкнулись с тем, что не готовы родители. Они считают, что «особые дети» должны ходить в специализированный коррекционный детский сад, а не в группу вместе со всеми. К перспективе инклюзивного образования надо готовить, прежде всего, общество.
Маргарита Суворова с этим утверждением не согласилась. Она считает, что готовить надо и педагогов, они тоже не понимают этих детей. В вузе или училище этому не учат. На кафедре коррекционной педагогики ТюмГУ готовят логопедов, но эта специальность уже, чем дефектология. В Тюмени, считает Суворова, пришла пора открыть специализированный реабилитационный центр для детей с ментальными нарушениями. Там проходили бы практику студенты, повышали квалификацию педагоги, обучались родители. Но чтобы подготовленные специалисты приходили в детские сады и школы, надо пересмотреть для них ставки и нормативы, разработать систему софинансирования. Ее предложения записали в итоговой резолюции конференции.