X

  • 18 Июль
  • 2024 года
  • № 77
  • 5576

Старый рецепт волшебства

Классический кукольный спектакль — без супермодных приемов и технических новшеств — поставили в театре кукол под Новый год.

Приемы-то старые-добрые, а спектакль получился и многослойным, и динамичным, и захватывающим. В нем — замечательные сибирские песни, танцы, многоплановые декорации, симпатичные куклы. И мораль собственная имеется, но по-праздничному ненавязчивая: счастье надо строить своими руками, не надеясь на чудеса. Одним словом, «Волшебное кольцо» — старая сказка, которая на сцене ожила и заиграла новыми красками.

ВСЕ СЛУЧАЕТСЯ ВПЕРВЫЕ

Подготовка к спектаклю при этом не только заняла довольно много времени, но и потребовала от актеров театра новых навыков. Если пластика не является для них чем-то неожиданным, то петь народные песни, да еще на сибирский лад, они не пробовали. Поэтому в помощь заведующей музыкальной частью Ольге Двининой была приглашена Руслана Лосева, солистка и художественный руководитель ансамбля «Росстань» и фольклорного ансамбля «Яромил», старший преподаватель кафедры народного пения института культуры. Под ее руководством актеры запели.

— Мы изучали манеру исполнения песни, которая бытует в Тюменской области, — рассказывает Руслана Витальевна. — Изначально пели фольклор, но затем тексты песен были изменены, потому что язык традиционной песни — либо старожильческий, либо самоходовский — детям непонятен. Тем не менее, в той сцене, где царь слушает радио, из динамиков звучит настоящая песня «Як сяк мне до вечера дожить», которая записана в Викуловском районе. Это замечательно, что в театре кукол для самых маленьких зрителей уже звучит наша сибирская песня -хотя бы в своем мотиве и своей традиционности, которую актеры постарались выдержать.

Руслана Витальевна говорит, что в помощь актерам театра кукол певцы ансамбля «Яромил» записали для спектакля песни -уже с новым адаптированным для детей текстом. А поверх «Яромила» записалась и сама актерская труппа: охи, ахи, посвист молодецкий, в общем, вся театральная импровизация — это их дело.

С актерами Лосева работала на протяжении двух месяцев: не слишком много, чтобы по-настоящему научиться петь, но вполне достаточно, чтобы получить базовый навык и проникнуться красотой сибирской песни. К тому же обучение — это обоюдное удовольствие: артисты с радостью шли на занятия, а Руслана Лосева довольна их успехами.

Катя Христозова

ПРОЩАНИЕ С ХАЛЯВОЙ

Малыши детсадовского возраста, которых пригласили на премьеру «Волшебного кольца», не сразу поняли, что перед ними разыгрывается известная сказка, хотя одноименный мультик видели почти все. Чем и порадовали авторов спектакля: главного режиссера театра Сергея Грязнова и главного художника Сергея Перепелкина. Они планировали свое прочтение сказки, с идеей постановки «носились» довольно давно. Но спорили: по какому именно материалу ставить? Сказка, как известно, существует в нескольких интерпретациях: Платонова, Шергина, есть две русских народных версии — без подписи.

— Они существенно различаются, — рассказывает Сергей Грязнов, режиссер и автор инсценировки. — Отличие не только в сюжете, но и в крепости языка: Платонов вообще не стесняется в выражениях.

В результате, в основу инсценировки Сергей Анатольевич взял сказку Бориса Шергина, но придумал свое решение. Например, перенес действие из лета в зиму, потому что спектакль — подарок к новогодним праздникам. Сверяясь с регламентом (спектакль для детей длится всего 50 минут), сократил повествование, вынужденно выбросив из него несколько сцен. И даже сам себя процитировал: когда персонажи попадают в Париж, под Эйфелеву башню, собачка Жужа ахает: «Теперь и умереть можно». То же сказал сам Грязнов, оказавшись во Франции. Так что, спектакль — это не только авторское видение сюжета, но и авторский реальный опыт.

Но в целом все на своих местах: и добрый безалаберный Иван, и его Мамка, и их избушка с нетопленной печью и без кусочка хлеба. И верные друзья Ивана -котейка Маша и собачка Жужа. И волшебное кольцо, повернув его на пальце можно вызвать служителей кольца — этаких русских джиннов, которые исполнят любое желание. И все остальные куклы-персонажи, которых в лучших традициях нашего кукольного театра уверенно и с большой душевной отдачей водят актеры: Вадим Еременко, Анна и Александр Ганичевы, Надежда и Антон Нестеренко, Александр Бердников, Альфия Загретдинова, Наталья Гуцан, Юрий Федоров, Ольга Грязнова, Евгения Глухих, Артем Горбунов.

А все, что есть на сцене, — плод работы художника Сергея Перепелкина и мастеров театральных цехов. Многоплановые и сложные, северными ветрами принесенные декорации, построенные в идеальной форме круга — ведь кольцо тоже круглое.

— Когда я читал сказку, подумал, что это не о волшебном кольце, а о кольце заколдованном: круг, из которого не выбраться, — говорит Сергей Перепелкин. — Только у главных героев налаживается жизнь, как тут же происходит что-нибудь плохое.

— Именно поэтому мы изменили в сказке одну существенную деталь: в итоге Ванечка волшебное колечко возвращает, отказывается от него, — добавляет Сергей Грязнов. — Этого не было ни в одном варианте сказки. И это моя принципиальная позиция. Я в своей жизни поставил много спектаклей о неизгладимой любви русского народа к халяве и решил, наконец, поставить на этом точку. Хватит халявы, надо начинать что-то делать самостоятельно.

***
фото: Антон Нестеренко;Куклы Сергея Перепелкина.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта