Как делать деньги из воздуха
На современных тюменских заводах один оператор обслуживает несколько станков с ЧПУ: он и программирует, он и черную работу делает. Куда пойти его менее способным товарищам?
Тюмень опять хочет быть впереди планеты всей: экономика индустриального типа с ее фабриками-заводами — это вчерашний день, будущее — за креативным классом. Такими словами и мыслями была наполнена конференция «Креативные индустрии Тюмени» в выходные в технопарке.
Контекст разговора понятен. Ученые в мире говорят о том, что с автоматизацией производства человеческий труд упраздняется. Кто-то пополнит ряды офисного планктона. В Финляндии людям обещают выплачивать пособие только за то, что они финны -можно не работать или отдаться делу своей души. Очевидно, что в таких условиях особую роль начинают играть специалисты, которые обладают уникальными, незаменимыми знаниями и умеют их капитализировать. Семь-девять процентов ВВП европейских стран приходится на креативную индустрию, говорят специалисты. Люди делают деньги из воздуха — сказал бы токарь дядя Миша.
Схему этой индустрии на конференции очень наглядно обрисовал эксперт из Петербурга Денис Щукин. Например, есть театр, постановки которого пользуются бешеной популярностью. При этом театре есть сувенирная лавка. Доходы от продажи сувениров идут на производство рекламы. Рекламные доходы тратятся на съемки кино. Примерно так. В отношении Тюмени вдохновитель конференции, основной докладчик и депутат областной Думы Павел Белявский предложил создать среду, которая генерировала бы идеи, которые бы генерировали деньги.
О ДИВНЫЙ, НОВЫЙ МИР!
Парадокс, но даже творческой индустрии нужно физическое пространство. Во-первых, по мнению Павла Белявского, нужна круглая баня, символ тюменского креатива. Она станет трансформируемым открытым пространством для всевозможных фестивалей, чемпионатов, конференций. Например, объявляем неделю робототехники — и все фаблабы переезжают в баню, где показывают свои достижения, развлекают народ и знакомятся друг с другом. Во-вторых, это здание на улице Республики, 17. Здесь СДЮСШОР N 2 и департамент образования, а еще здесь две тысячи квадратных метров площади, насыщенные пешеходные и туристские потоки, инфраструктура в виде театров, кафе, музеев и ресторанов и большой внутренний двор. В проектах Белявского — идеальное место для коворкинга, совместной работы креативщиков. Наконец, в-третьих, бывший кинотеатр «Космос» станет центром современного театра.
Федеральные эксперты в голос похвалили презентацию. Назвали идею нужной, своевременной и прогрессивной. Люди в зале перешептывались: почему он не говорит о других проектах переустройства бани? Возмущались: такие вещи должны создаваться снизу, а не с государственной подачи.
Хотя, если рассудить, кому как не Павлу Белявскому говорить о творческой среде Тюмени? Один из организаторов студвесны, один из создателей центра «Моя территория» и информационного «Моего портала», заместитель председателя комитета облдумы по социальной политике, он всегда утверждал, что любит работать с молодежью и печется о ее развитии. По поводу государственной поддержки высказался Денис Щукин, чья компания Calvert Forum исследовала тенденции социального развития сибирских городов и вы явила определяющие его факторы. Так вот в Тюмени такой фактор — административная поддержка! И нет ничего страшного: Берлин и Манч естер создали свои креативные кластеры за государственный счет.
Павла Белявского спросили: почему именно эти здания, почему именно такие кластеры? На что он ответил, что глубоких научных исследований не проводилось и представленные в презентации картинки — всего лишь эскизы. Но работает центр «Моя территория», который объединяет разные студенческие и общественные сообщества, и двухсот квадратов ему уже мало. Развиваются любительский театр и флагман этого движения «Мимикрия». ТюмГУ вошел в проект «5-100». Если создать пространство, где сообщества увидят друг друга, станут взаимодействовать и конкурировать, можно добиться синергетического эффекта — снежный ком будет не остановить.
На чем зарабатывать? Павел Белявский отвечает: наши математики и программисты ценятся в мире, цифровые технологии -один из векторов развития. Второй — избрать так называемый итальянский путь. Тюмень — купеческий город, дух предпринимательства у нас в крови. Взять известную технологию, упаковать ее в красочную обертку, максимально подстроить под нужды потребителя — вот что мы можем. Экономика образов, впечатлений -вот наш путь.
И только психолог Олег Бунов отметил: концепция хорошая, но посмотрите на молодой творческий класс в зале! Они не слушают докладчика, а сидят в своих телефонах. Есть очень серьезная опасность разрыва прекрасной высокой идеи с аудиторией.
В кулуарах местные представители уже не молодого творческого класса говорили и о другой опасности: как бы во все три здания не сели определенные люди и никого больше туда не пускали.
РЫНОК СВОБОДЕН, НАЛЕТАЙ!
Аудитория проснулась, когда приглашенные спикеры стали рассказывать о своей работе. Заместитель руководителя центра городской антропологии КБ «Стрелка» Дарья Радченко — о том, кто такой городской антрополог.
Например, в городе Байкальске был градообразующий завод. Он закрылся, и власти хотели его снести. Но как выяснили антропологи, горожанам эта старая развалюха очень дорога, фактически остается центром их жизни. Администрацию удалось убедить не сносить, а сделать в этом заводе музей, который теперь приносит деньги за счет туристов.
В городе Тихвине хотели одеть реку в бетон, но горожане вступились за речных выдр — тоже местная достопримечательность. Затраты на предварительную оценку городских преобразований окупаются тем, что люди начинают жить в осмысленном пространстве, считают город своим, пользуются его благами, а не выходят на протесты против ненужных бетонных коробок, говорит Дарья.
Я спросил: как сформировать в людях готовность протестовать?
— Когда жители заинтересованы в своем пространстве, когда чувствуют, что это мой двор, моя территория, моя ответственность, тогда возникают локальные сообщества, и люди готовы впрягаться. Очень важно определить границы того, что вы считаете своим. В крупных городах очень сложно это сделать. У меня, жителя крупного города, есть свои куски в центре и мой двор. Судьба Южного Бутова мало меня волнует, хотя там тоже есть очаги гражданской активности. Так что все в наших руках.
Местные социологи на доклад Дарьи Радченко отреагировали: провести социсследование, спросить людей, где строить, а где ломать, всякий может — в этой идее нет ничего нового. Но вот будет ли эффект от этих исследований?
Рекламист и директор академии коммуникаций Wordshop Светлана Майбродская предложила аудитории придумать название будущему умному кластеру Тюмени и рассказала о своем опыте копирайтинга — как придумывать торговые названия и марки, как заставить слово работать? Мы поговорили о профессии рекламиста и ее перспективах.
— Все рекламщики — бывшие филологи?
— Конечно, нет. Рекламщики сегодня — это в первую очередь те, кто любит придумывать. К сожалению, в наших вузах до сих пор нет соответствующей профориентации для практических филологов: да, они могут стать журналистами, это все понимают. Но так же они могут стать копирайтерами, сценаристами, пиарщиками. Филолог умеет использовать метафоры, понимает значение символов, умеет рифмовать — все то, чему научился в институте, он начинает применять в рекламе и брендинге.
— Если сравнивать учителя и рекламщика, думаю, для обывателей образ первого — положительный, второго — не очень.
— Ну, знаете, я тоже работала в школе, и тоже за деньги. Если кто-то любит язык и не любит преподавать, ему что с этим делать? Просто у наших людей в головах очень ограниченное количество моделей, что делать с тем или иным талантом. Знаешь языки -ты переводчик и все!
— Конференция расширяет наши знания?
— Конечно. Нам показывают исследования из области урбанистики, объясняют, кто такой городской антрополог, продюсер… Все это очень востребованные специальности. Реклама двигается в сторону технического усложнения, но, к сожалению, не к улучшению качества слова. То ли это кризис какой-то, то ли филологи брезгуют идти в рекламу.
— Стоит идти?
— С точки зрения конкуренции путь пока еще свободный. Любой филолог найдет себе такую работу что в Тюмени, что в Москве, что в Питере. Есть потребности и в новых компаниях. Диджитал-рынок готов к любому количеству народа. Так называемый творческий кластер, коммуникации — это целая профессиональная сфера сегодня.
Арсений Поторчин из Суздаля рассказал о Празднике огурца. В городе, который живет только туристским бизнесом, вспомнили о традициях огородничества и устроили ежегодный фестиваль. Представители наших муниципальных учреждений тут же ответили: праздник урожая проводится и в Тюмени. Да и всевозможные реконструкции тоже. Но мы не умеем так их продвигать и рекламировать — вот в чем беда.
В общем, как сказал в докладе Павел Белявский, важно было вынести идею на общественное и экспертное обсуждение. Это уже полдела.
***
фото: Редок креативный класс Тюмени;Светлана Майбродская.