Извилистый книжный путь
«Темно.
За окошком
Ни звука.
Луна из-за леса встает…
Седая, лохматая Бука
С мешком по дороге идет.
Слетают с плеча ее совы,
Лишь скрипнет в округе снежок.
Любого те совы готовы
Схватить
И упрятать
В мешок…»
Кто сейчас помнит имя автора этих стихов, советского поэта Тимофея Белозерова? Он не Пушкин и не Ершов, его имя через многие десятилетия не отскакивает от зубов младших школьников. А стихи про Буку и непослушного мальчика Илюшу, между прочим, знают многие мои ровесники, которые успели родиться в Советском Союзе. И те, кто старше: моя мама, читавшая мне вслух, до сих пор рассказывает наизусть.
Это потому, сказал бы директор всероссийского фестиваля детской книги Юрий Нечипоренко, что в СССР работала отлично налаженная рекомендательная книжная система, которая доносила до читателей книги новых авторов. Сегодня ее нет, и надо заново изобретать этот, казалось бы, естественный путь. Желательно, чтобы он был как можно короче.
Этим занимаются библиотекари, которые всегда в курсе новинок книжного рынка. На это нацелены иные мамы, что всерьез занимаются образованием своих детей и твердят название издательства «Самокат», выпускающего современную литературу для детей. Но и это пока не может заменить существовавшей рекомендательной системы — охват не тот.
А чтобы был тот, необходимы налаженные связи между Москвой, в которой сегодня в основном издается современная детская литература и обретаются молодые талантливые авторы, и всей остальной страной. Для этого директор всероссийского фестиваля детской книги, ученый, культуролог, редактор сетевого детского журнала «Пампасы» Юрий Нечипоренко и ездит по провинции, заводит дружбу с библиотеками, общается с детьми, старается увлечь.
В нашем городе Нечипоренко стал участником заседания «Состояние современной детской литературы и привлечение детей и подростков к чтению», которое прошло в областной научной библиотеке имени Менделеева. Первое, что сказал:
— Состояние детской литературы парадоксально: с одной стороны, мы сейчас переживаем расцвет, появилось много хороших авторов; с другой стороны, о них никто не знает, кроме малого числа людей. Чтобы писатель стал известен, надо приложить большой труд. Мне пришло в голову, что можно сделать фестиваль, который приблизил бы писателей к читателям. В столице фестиваль проходит в Российской государственной детской библиотеке, место выбрано было не случайно : именно там книга оказывается под увеличительным стеклом, ее там внимательно рассматривают, и если даже ее тираж небольшой, как сей час принято, -тысяча или две экземпляров, в библиотеке она обязательно найдет читателя.
Кроме того, Юрий Дмитриевич уверен, что и в Тюмени можно организовать свой фестиваль детской книги. Для этого, считает Нечипоренко, необходимы заинтересованные люди и возможность предоставить на время фестиваля жилье гостям. Остальное делается на энтузиазме и увлеченности.
— Сначала его можно сделать в небольшом, модельном варианте, -рассуждает Юрий Дмитриевич в ответ на вопрос директора областной библиотеки Ольги Адамович об организации. — Не надо гнаться за огромным количеством мероприятий, когда у участников загудит голова от выбора. Пригласите двух-трех писателей, художников. У вас есть прекрасные художники, я убедился в этом, побывав в музее изобразительных искусств. На организацию не надо тратить большие средства, но надо все тщательно продумать. Я это знаю на своем примере.
Его собственный фестиваль прошел в Москве дважды: объединил писателей, издателей, художников, редакторов, продавцов книг, библиотекарей, преподавателей, критиков. Программа очень обширна: мастер-классы, круглые столы, книжные и электронные презентации, творческие мастерские для начинающих писателей и художников, книжно-иллюстративные выставки и многое другое.
Этот «хоровод вокруг детской книги», по мнению Нечипоренко, просто необходим, потому что проблема привлечения детей к чтению общая: она беспокоит не только многих родителей, решить ее пытаются библиотеки, школы, магазины, издатели и, конечно, писатели. Все при этом преследуют и собственные цели: например, продавцу надо продать, а учителю — научить. Однако большая, общая цель у них одна.
— Новизна нашего фестиваля в том, что все они встречаются и общаются на равных, — рассказывает Юрий Нечипоренко. — А еще мы приглашаем хороших критиков, они сейчас на вес золота. Еще один парадокс: их меньше, чем хороших писателей. Также среди наших гостей редакторы. Детская книга без хорошего редактора существовать не может. Взрослая литература с ошибками — еще куда ни шло, взрослый уже сформирован. Но детская — это яд! Сознание ребенка формируется с помощью книг, недоброкачественные издания наносят вред.
А пока Тюмень еще раздумывает над необходимостью организовать собственный фестиваль и сделать извилистый книжный путь к читателям покороче и попрямее, Нечипоренко собирается расширить свой собственный фестиваль. Сделать его сетевым, чтобы он в следующем году прошел сразу в нескольких городах страны.
***
фото: Юрий Нечипоренко;Пока главный путь книги от писателя к читателю обеспечивают библиотеки.